Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -3

4 м/с, южн

748мм

75%

Подробнее

Пробки

1/10

Сколько стоит стать депутатом

10800
ПоделитьсяПоделиться

Чтобы "с нуля" стать муниципальным депутатом от крупной партии в Петербурге, необходим минимум миллион рублей — во столько обойдется вхождение в список партии и работа в округе по самой «лайтовой» программе, говорят эксперты. Сумма может варьироваться в зависимости от узнаваемости лица, размера муниципалитета и партии, от которой ты выдвигаешься. Знающие люди говорят, что в отдельных районах цена может увеличиваться в три раза, и вспоминают муниципальные выборы 2009 года, когда при низкой явке оппозиционному кандидату хватало для прохождения в советы 200 долларов.

14 сентября петербуржцы получат в своих избирательных округах два бюллетеня: с именами кандидатов в губернаторы и с именами кандидатов в муниципальные депутаты. Досрочные выборы градоначальника спутали все карты муниципалам — если в органах МСУ заинтересованы в низкой явке, то в штабе врио губернатора Георгия Полтавченко, напротив, в высокой. Истина, говорят знающие люди, будет где-то посередине, и прогнозируют явку на уровне 30%. Впрочем, это все равно в три-четыре раза выше обычной посещаемости на муниципальных выборах, что порождает определенные, и, прежде всего, материальные неудобства для кандидатов. Причем речь идет о всех, вне зависимости от партийной принадлежности и степени оппозиционности. Один из депутатов ЗакСа с некоторой ностальгией вспомнил в разговоре с «Фонтанкой», что для прохождения своего помощника в муниципальный совет в 2009 году потратил 200 долларов, сейчас о подобных цифрах можно только мечтать.

По городскому закону о выборах депутатов местных советов, избирательный фонд кандидата не может превышать 20 тысяч рублей. Этих денег по замыслу авторов проекта должно хватить и на оплату подписных листов, и на агитацию, и на работу избирательного штаба в течение 2,5 месяцев, и на проведение собраний. Даже несведущему в политике человеку понятно, что указанные в законе цифры даже близко не лежат к реальным бюджетам. В разных партиях суммы, которые в среднем уйдут на кампанию одного депутата, называют от 50 тысяч рублей до 50 тысяч долларов. И это без учета средств «на вхождение в список». Поэтому практически все кандидаты прибегают к различным уловкам и признаются (правда, неофициально, потому что это прямое нарушение законодательства, за которое с выборов снимают), что настоящие цифры надо искать внутри избирательных штабов.

В одной партии, где деньги принято считать, «Фонтанке» предложили подсчитать количество избирателей в округе и умножить на 50-60 рублей (500 тысяч — 1,8 млн рублей) — этой суммы должно хватить и на агитацию, и на акции, и даже, если что, на прямую покупку голосов. Представитель еще одной либеральной политической силы рассказал, что первоначально партия планировала потратить миллион евро на выборы, то есть около 40 млн рублей (по 100 тысяч на кандидата). Однако сумма будет варьироваться в зависимости от того, сколько кандидатов смогут зарегистрироваться. Смета выборов состоит из двух частей — сами кандидаты получат по 20 тысяч рублей на свой счет, остальные средства будут потрачены на общегородскую кампанию: плакаты, рекламные ролики в эфире, рекламу в Интернете, оплату работы активистов и прочее.

Дорогие подарки для дорогого избирателя

В последнее время, после затянувшейся протестной волны, в «Единую Россию» вновь потянулись «кошельки», что вызвало рост конкуренции внутри партии. «Даже на праймериз были скандалы, когда по одному округу хотело пройти сразу несколько команд — действующего депутата и новичков с деньгами». За вхождение в список «Единой России», рассказали «Фонтанке» конкуренты, якобы просят от полумиллиона до миллиона рублей, в зависимости от бюджета и размера муниципального образования и места в совете, который хочет занять потенциальный депутат. Оплачиваемая должность с муниципалитетами, где бюджет превышает 120 млн рублей, может обойтись и в 2 млн рублей. Но вхождение в список не является гарантией избрания, поэтому кандидату в любом случае рекомендуется не избегать предвыборной агитации.

Первое, от чего зависит стоимость кампании, — это численность избирателей. Как уже было сказано выше, губернаторские выборы серьезно «удорожили» кампанию, так как для победы уже недостаточно просто привести на голосование "свой" электорат. Знающие люди из партии большинства поясняют, что легче и дешевле всего работа с действующими депутатами и уже раскрученными «на районе» лицами. Так, на обычной муниципальной кампании с ее низкой явкой (на выборах 2009 года она составила от 10 до 15%) для прохождения в муниципальный совет можно перебить любого конкурента, если пригласить около 300-500 своих сторонников (это примерно 25% пришедшего на участки электората).

Надо учитывать, что преимущественно петербургские муниципалитеты состоят из многомандатных округов, соответственно, каждый житель может проголосовать не за одного кандидата, а за несколько — по количеству мандатов. Соответственно, партийные структуры предпочитают для экономии объединять силы и бюджеты, проводя агитацию за всю команду. «Необязательно затрачивать большую сумму, чтобы провести своих людей, – говорит собеседник в партии власти. – По моему опыту, для того чтобы закрыть полностью округ на пять мест, надо около 600 тысяч рублей. Если человек хочет подстраховаться, можно организовать даже прямую покупку голосов, но это гораздо дороже».

Впрочем, столь радикальные и уголовно наказуемые деяния не срабатывают стопроцентно (в конце концов, соперник тоже может привести 300 сторонников), поэтому без точечной работы на местах пройти в совет сложно. Когда в партии власти говорят о «точечной работе», имеют в виду прежде всего банкеты для всевозможных советов ветеранов и социальных организаций — места основной дислокации электората. Устраивая обед, надо исходить из расчета 100-150 рублей на человека, и лучше всего провести несколько подобных мероприятий, от одного до пяти в зависимости от интенсивности кампании, рассказал собеседник "Фонтанки". То есть в среднем «задабривание» обойдется в 45-75 тысяч рублей. Следующая стадия – подарки. «Раньше можно было уложиться в 500-1000 — купить продуктовый набор и отдать бабушкам. Сейчас на подарки надо потратить порядка 1000-1500 рублей. Предпочтение отдается постельному белью, полотенцам, пледам. И без маленьких радостей типа шоколадки и фруктов не обойтись», – говорит он. Итого еще 150-450 тысяч, если хочешь покрыть весь округ.

Однако, говорит еще один источник в партии власти, «умные» депутаты сильно экономят на избирательной кампании, «подкармливая» свой основной электорат (пенсионеров) в течение всего избирательного периода: «Можно даже не тратить на это свои деньги или деньги спонсоров — вполне достаточно проводить закупку за счет местного бюджета, проводя подарки, как «социальную помощь».

Оппозиция напирает на суды и пиар

У партий и кандидатов, не обладающих большинством голосов в совете, самые серьезные строки расходов связаны с агитацией. Она делится на официальную часть и неофициальную. Первую пытаются уложить в те самые разрешенные законом 20 тысяч рублей. Печатать и публиковать ее можно только в аккредитованных Горизбиркомом и избиркомами муниципальных образований СМИ и типографиях. Однако выпустить черно-белую предвыборную газету тиражом 10 тысяч экземпляров стоит 8-16 тысяч рублей, цветную — 14-26 тысяч рублей. 10 тысяч полноцветных листовок можно распечатать и за 4,5 тысячи рублей. Опубликовать материал в СМИ, в зависимости от издания, можно как за 7,5 тысяч рублей, так и за 60. Засветить свое лицо на телевидении гораздо дороже — показ рекламного 30-секундного ролика на общегородском канале в прайм-тайм стоит не менее 40 тысяч рублей, на оппозиционном «Дожде» – не менее 70 тысяч рублей. Еще около 100-150 тысяч рублей придется потратить на создание самого ролика. Подобные суммы никак в разрешенный законом бюджет не укладываются.

Неофициальная часть пиар-кампании обычно начинается раньше официальной и стоит она дороже. Прежде всего речь идет о так называемом «черном пиаре». Эксперты, прошедшие горнило не одних выборов, с задором констатируют, что чем мельче выборы, тем они грязнее. Итак, прежде всего речь идет о размещении негативных материалов о своих соперниках. По закону чернить конкурентов нельзя, но обычно этот запрет обходят. Рассчитать стоимость размещения «заказухи» довольно просто — цена рекламной публикации (от 25 до 60 тысячи рублей в зависимости от СМИ) плюс наценка за «черный пиар». Обычно в размере от 30 до 100% от первоначальной цены. Если кандидат, напротив, хочет заблокировать выход негативного текста о себе, наценка может доходить до 200%.

Согласно опросам «Фонтанки», больше всего средств на пиар приходится затрачивать единороссам и эсерам, которые борются между собой не за попадание в совет, а за большинство мест в совете. КПРФ И ЛДПР отделываются малой кровью, так как им на выборах в большей степени помогает брэнд. Лучше всего обстоят дела в этом политсезоне, как ни странно, у оппозиции и уличных политиков – у них налажены связи с журналистами, вплоть до дружеских. Кроме того, они знают, как именно подать противостояние с властью, и их новости охотнее берут большие СМИ, говорят эксперты, нежели сообщения единороссов о помощи детскому саду.

Еще одна графа расходов — это содержание избирательного штаба и его сотрудников. Первые 1,5 месяца предвыборной гонки партии в основном обходились силами волонтеров и своих штатных сотрудников. Но за 1,5 месяца до дня голосования начинается самый интенсивный период гонки, в котором уже без оплаты труда сотрудников, пашущих на кандидата, не обойтись. Например, надо оплачивать работу девушек, которые просто будут сидеть в офисе и отвечать на звонки (минимум 25 тысяч рублей),  а также людей «с полей». Последние занимаются тем, что проверяют, раздают ли газеты на выборах, лежат ли во всех почтовых ящиках агитационные материалы. На один округ надо не менее 4-5 человек, каждому из которых платят минимум 20 тысяч рублей ежемесячно. Итого — минимум 100 тысяч на округ, где выдвигается от силы 5 кандидатов (а чаще всего 1-2).

Немалая часть бюджета уходит у партий на оплату юридических услуг и работу юристов: штатных (от 30 тысяч рублей в месяц) и нештатных (в среднем по 20 тысяч рублей за процесс). Штатные чаще всего специализируются на более простых вопросах — помогают правильно составлять жалобы и иски, консультируют по поводу избирательного законодательства. Нештатные незаменимы при большом количестве судебных разбирательств. В среднем в день в Петербурге проходит 20-25 судебных заседаний по жалобам несостоявшихся кандидатов, а всего на данный момент в судебных инстанциях, по подсчетам «Фонтанки», лежит около 200 исков к избирательным комиссиям муниципальных образований. То есть юристы за избирательную кампанию заработают в совокупности как минимум 4 млн рублей.

В принципе, говорят собеседники «Фонтанки», отбить большую часть затрат можно и только за счет зарплаты: в советах есть две оплачиваемые должности, обычно главы муниципального образования и его заместителя. Годовая зарплата руководителя может составлять порядка 662 тысяч рублей, а его зама — от 460 до 610 тысяч рублей. Но если не будет «специальной работы с госзаказом» в процессе депутатской деятельности, то сумма в размере вложенного миллиона окупится только в течение двух-четырех лет депутатства из пяти отведенных. За что на самом деле борются многие муниципалы, "Фонтанка" уже писала.

Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close