Правительство Петербурга одобрило финальную концепцию реконструкции острова Новая Голландия. К ноябрю 2017 года компания «Миллхаус», подконтрольная Роману Абрамовичу, планирует устроить открытый бассейн, посадить новую липовую рощу вдоль Адмиралтейского канала и накрыть куполом двор круглой Арестантской башни. Проект понравился всем. Однако инвестора попросили «ускориться».
Совет по инвестициям при губернаторе Петербурга одобрил концепцию реконструкции территории острова Новая Голландия, разработанную голландскими бюро WorcAC и West 8. Жителям и гостям города обещают новое общественное пространство с катком и снежными горками зимой и местом для ярмарок и представлений на воде — летом. «Проект очень симпатичный. Все, что можно запускать, надо запускать как можно быстрее. Этим надо заниматься», – поторопил инвесторов врио губернатора Георгий Полтавченко.
Территорию Новой Голландии будут открывать для посетителей в 6 этапов. Первый должен быть завершен к концу 2015 года.
«На первом этапе планируется провести благоустройство парковой зоны, реставрацию внутренних каналов, ковша и марины, обеспечить территорию коммуникациями и реконструировать несколько мостов», – рассказала глава комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Вход на остров останется бесплатным и будет открыт 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, говорится в презентации «НГД». Программу мероприятий по-прежнему будет разрабатывать «Айрис Нова Голландия», ранее развивавшая проект «Лето в Новой Голландии».
Во вторую очередь девелопер должен будет приступить к реставрации круглого здания Арестантской башни и прилегающего к ней небольшого здания бывшей кузницы. Внутренний двор бывшей тюрьмы предполагается накрыть стеклянным куполом, а внутри разместить рестораны и магазины. Здание кузницы также будет отдано под объекты питания. Затем «НГД» возьмется за корпус 12, выходящий на площадь Труда. А после этого поочередно отреставрирует еще три оставшихся здания.
В новой концепции корпуса стали многофункциональными. В каждом из них будут размещаться несколько разных объектов. В выходящих на Мойку разместятся гостиничные номера и апарт-отели 3 – 4 звезды. Их общая площадь составит 13,2 тыс. кв.м. В углу, обращенном в сторону Мариинского театра, появятся офисы, кинозалы и выставочные пространства (19 и 5,2 тыс. кв. м, соответственно). Причем офисы обещаны разных классов — как для состоятельных арендаторов, так и коворкинги — для небольших креативных фирм. Кроме того, на первых этажах разместится торговля — еще около 10 тыс. кв. м, и рестораны — примерно 4 тыс. кв. м. Общая площадь зданий — 75,8 тыс. кв. м.
Пространство внутри самих зданий архитекторы пообещали дробить перегородками минимально, организовывая пространства open space и всевозможные антресоли. «Мы старались, чтобы историческое здание не выглядело, как абсолютно новое, чтобы после реставрации сохранялись дух и возраст места», – рассказал главный архитектор проекта, партнер и директор West 8 Эдзо Бинделс.
Изюминкой проекта должна стать водная марина для шлюпок и катеров. В ней обещают установить понтоны и даже плавучий бассейн. А также липовая роща — 6 рядов деревьев вдоль Адмиралтейского канала. В этой зеленой зоне можно будет проводить городские мероприятия, рассчитанные вплоть до 11 тысяч участников, рассказала Ирина Бабюк.
Для попадания на остров разработчики проекта предложили построить три новых моста через Крюков канал. Пешеходный, ближе к Мойке, должен вести горожан к новой станции метро «Театральная» у Мариинского театра. Ее планируется открыть в 2018 году. Но учитывая, что работы еще не начались, возможна задержка. Еще один, сдвоенный мост для проезда автомобилей, предложено построить рядом с внутренним каналом.
Впрочем, вопрос о строительстве этих мостов еще прорабатывается. Дело в том, что набережная Крюкова канала сама по себе является памятником культурного наследия и ее изменения запрещены.
Вторая сложность — отсутствие парковок на территории острова. «Мы надеемся, что этим проектом будет сделан первый шаг к идее о пешеходности исторического центра», – отметил Эдзо Бинделс. Тем не менее вопрос организации парковок на прилегающих территориях будет прорабатываться комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, сообщила журналистам Бабюк. За чей счет – пока не известно, но по примерным подсчетам проекту требуется до 2 тысяч парковочных мест.
Градозащитники и эксперты Совета по сохранению культурного наследия новый проект безоговорочно поддержали. «Это уже четвертая концепция развития территории Новой Голландии, наиболее щадящая и бережно относящаяся ко всем предметам охраны», – заявил зам главы НИИ "Спецпроектреставрация", выполнявшего историко-культурную экспертизу концепции, Михаил Мильчик.
«Концепция идеальна», – в свою очередь заявил зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов.
Несмотря на отказ от нового строительства, общая сумма инвестиций в проект измениться не должна — 12,1 млрд рублей. Девелопер – «Новая Голландия Девелопмент», филиал компании Millhouse, подконтрольной Роману Абрамовичу. Инвестор получил территорию острова в 2010 году по результатам конкурса администрации города. С тех пор были проведены противоаварийные и консервационные работы по сохранению существующих зданий. А компания с помощью студий WorkAC и West 8 разработала концепцию развития острова.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»