Украинский завод «Электротранс» из Львова сорвал сроки поставки четырех трехсекционных трамваев для Петербурга. 1 июля в город должен был прибыть первый состав стоимостью 75 млн рублей, но в лучшем случае его привезут в августе. Российский дилер львовского предприятия ссылается на то, что с началом войны на юго-востоке украинская сторона перешла на 100%-ную предоплату, а сам трамвай теперь нужно везти окольными путями через Беларусь. Впрочем, и сам дилер не первый раз срывает сроки по смольнинским контрактам.
Конкурс на поставку в Петербург четырех трехсекционных трамваев со 100%-ным уровнем низкого пола прошел в начале 2014 года – до начала обострения российско-украинских отношений. В настоящее время в нашем городе нет подобных составов: до этого Смольный закупал для «Горэлектротранса» трамваи с 70%-ной низкопольностью. Максимальная стоимость контракта составляла 337 млн рублей, то есть около 84 млн за один трамвай. Всего поступило три заявки: от польской компании Pesa, совместного предприятия французской Alstom и российского «Трансмашхолдинга», а также от московского ОАО «ТрансМашГрупп».
Первые две компании готовы были поставить составы собственной разработки, «ТрансМашГрупп» представлял интересы украинско-немецкого завода «Электротранс», который базируется во Львове. В ходе аукциона Pesa и «ТрансМашГрупп» снизили стоимость до 301 млн рублей, однако победителем была признана именно российская компания, так как сделала это ценовое предложение на 22 секунды раньше. Согласно условиям контракта, до 1 июля «ТрансМашГрупп» должна была поставить первый трамвай модели «Электрон», который, по заверениям разработчиков, на 80% является украинской продукцией и только на 20% – немецкой.
Однако, как рассказали «Фонтанке» в комитете по транспорту, первый трамвай так и не поступил в Петербург. В самом ОАО «ТрансМашГрупп», в свою очередь, сообщили, что в настоящее время на заводе во Львове по-прежнему идет сборка кузова и начинка его комплектующими. В ближайшие недели его доставят на площадку во Владимир, где пройдет конечная сборка: состав поставят на вагонные тележки, установят электропривод и другие элементы. Таким образом, в лучшем случае «Электрон» прибудет в Петербург в первой декаде августа. Хотя некоторые наблюдатели сомневаются в том, что и эти сроки будут выдержаны.
Как говорят в «ТрансМашГрупп», на исполнение контракта повлияли политические события. В условиях обострения российско-украинских отношений львовский «Электротранс» перевел своего российского партнера на 100%-ную предоплату. При этом авансирование работ по контракту со Смольным не предусмотрено: деньги за первый трамвай будут перечислены после его получения. Перешли на 100%-ную предоплату и зарубежные партнеры львовского завода, которые поставляют комплектующие: так, известно, что в «Электроне» будут стоять турецкие стекла и финские двери. Все это автоматически увеличило собственные затраты компании, говорят в «ТрансМашГрупп».
Кроме того, как говорят в компании, появилась и логистическая проблема. Первоначально состав планировалось отправить во Владимир через донецкий железнодорожный узел и далее через Белгород. Однако от этого варианта было решено отказаться из-за военных действий на востоке Украины. В центральную Россию трамвай повезут через Беларусь, что обойдется дороже. «Всего мы перевели украинской стороне уже около 1,8 млн евро, но это деньги и за следующие составы, так как комплектующие покупаются сразу на весь контракт», – говорит представитель «ТрансМашГрупп». Комментарий украинской стороны получить не удалось.
В комитете по транспорту отмечают, что пока не намерены разрывать контракт с «ТрансМашГрупп», но штрафные санкции за срыв сроков будут выставлены. Согласно условиям договора, поставщику придется заплатить 0,1% в день от общей стоимости всех четырех трамваев, то есть около 300 тысяч рублей. Таким образом, месячная просрочка обойдется московской компании в 9 млн рублей. При этом 1 августа должен прибыть уже второй состав, два оставшихся – до 1 сентября.
Впрочем, некоторые наблюдатели отмечают, что украинские события вряд ли стали главной причиной для задержки. «"ТрансМашГрупп" – это всего лишь дилер, который к тому же предложил малоизвестный продукт: первый "Электрон" стал ходить по улицам Львова только в начале 2013 года», – говорит источник в комитете по транспорту. Отметим, что в конце 2012 года одна из «дочек» «ТрансМашГрупп» уже сорвала поставку троллейбусов от одного из российских заводов, не успев исполнить контракт стоимостью 170 млн рублей. Хотя в «ТрансМашГрупп» впоследствии говорили, что чиновники изначально установили чересчур сжатые сроки (два месяца на изготовление 22 «рогатых»).
Добавим, что это не первый случай, когда Петербург испытывает проблемы с покупкой новых трамваев. В июне Смольный расторг контракт с дилером Усть-Катавского вагоностроительного завода – ООО «Торговый дом "УКВЗ"» на поставку 20 трамваев за 1,1 млрд рублей, получив только три состава. Как рассказывала «Фонтанка», задержки начались после того, как завод прекратил все отношения со своим представителем, хотя 8 трамваев уже были готовы для отгрузки. Теперь для исполнения этого контракта придется проводить новый тендер.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»