Смольный утвердил программу развития транспортной системы Петербурга до 2020 года стоимостью 800 млрд рублей. Согласно документу, подписанному врио губернатора Георгием Полтавченко, в течение ближайших шести лет на покупку новых трамваев будет потрачено 2,1 млрд рублей. На них можно будет купить лишь 35 новых составов, хотя парк «Горэлектротранса», насчитывающий свыше 750 единиц техники, изношен на 60%. Зато на автобусы выделят 8,8 млрд, на вагоны метро – 23 млрд. «Фонтанка» вгляделась в транспортное будущее города.
Программа «Развитие транспортной системы Петербурга» была подготовлена чиновниками в рамках перехода на новую систему бюджетного финансирования. Как уже рассказывала «Фонтанка», с 2015 года деньги будут выделяться в рамках пятилетних планов, связанных с той или иной сферой. В общей сложности правительство Петербурга одобрило 17 программ, в том числе: «Развития коммунальной инфраструктуры» стоимостью 401 млрд рублей, «Развития культуры и туризма» за 144 млрд, «Благоустройства и охраны окружающей среды» за 40 млрд.
В рамках транспортной программы с 2015-го по 2020 год – то есть в течение шести лет – будет потрачено 797 млрд рублей, или примерно по 133 млрд рублей в год. В эту сумму входят затраты сразу нескольких крупных распорядителей бюджетных средств – комитета по развитию транспортной инфраструктуры, комитета по транспорту, комитета по строительству (в части создания новой дорожной сети), комитета по благоустройству. Кроме того, в программе учтены затраты крупнейших транспортных ГУПов – «Петербургского метрополитена», «Горэлектротранса», «Пассажиравтотранса». Для сравнения: в 2014 году КРТИ потратит 52 млрд, комитет по транспорту – 28 млрд, по благоустройству – около 10 млрд. Расходы метрополитена в 2013 году составили в 21,6 млрд.
Как надеются в Смольном, благодаря этим деньгам в 2020 году 88% населения будут довольны качеством работы городского пассажирского транспорта. Процент дорог, которые находятся в ненормативном состоянии, снизится с 30 до 15, а доля современного подвижного состава достигнет 55%. Правда, судя по программе, новыми будут в основном автобусы и вагоны метро. Как следует из документа, подписанного врио губернатора Георгием Полтавченко, за шесть лет на новые трамваи будет выделено лишь 2,1 млрд рублей: в 2015 году – 500 млн, в последующие годы – в среднем по 350 млн рублей. В настоящее время современный трехсекционный трамвай с 70%-ным уровнем низкого пола стоит на рынке около 60 млн рублей, с 100%-ной низкопольностью – около 80 млн рублей. Таким образом, за 2,1 млрд рублей Смольный сможет купить около 35 составов с 70%-ным низким полом и около 25 – со 100%-ным. При этом, как указано в самой программе, в парке «Горэлектротранса» сейчас находятся 769 вагонов различной модификации, а их средний эксплуатационный возраст составляет 17 лет. «Парк трамвайных вагонов нуждается в интенсивном обновлении за счет закупки современного подвижного состава. Модернизация вагонов устаревших конструкций, выполняемых силами "Горэлектротранса", позволяет поддерживать заданный уровень транспортной работы, но не обеспечивает повышения доступности и комфортности перевозок», – говорится в программе.
Таким образом, признавая необходимость обновления, в Смольном решили выделить на покупку новых трамваев крайне небольшую сумму, которая не поможет улучшить ситуацию: ранее в «Горэлектротрансе» заявляли, что полностью выработали свой ресурс примерно 60% всех составов. При этом в 2011 году Смольный не смог купить ни одного трамвая из-за срыва контракта заводом «Вагонмаш». В 2012 году поступили девять трехсекционных трамваев. В 2013 году Усть-Катавский вагоностроительный завод поставил 10 трехсекционных челночных составов, имеющих кабины с двух сторон, и три – с одной кабиной. Предполагалось, что еще восемь однокабинных составов придут в 2014 году, девять – в 2015-м. Однако завод прекратил отношения с дилером, который заключал контракт со Смольным, и поэтому поставки прекратились, а контракт недавно был разорван. Наконец, на 2014 год запланировано приобретение четырех трамваев со 100%-ным уровнем низкого пола, но пока поставщик – дилер украинского завода «Электротранс» – срывает сроки.
Вся власть автобусам
Зато на обновление автобусного парка «Пассажиравтотранса» в ближайшие шесть лет будет брошено 8,8 млрд рублей: около 5,7 млрд потратит комитет по транспорту, 2,1 млрд – само предприятие. При средней цене в 9 млн рублей Смольный сможет купить около 1000 автобусов. Отметим, что и в предыдущие годы город не жалел денег на этот вид транспорта: так, в 2013 году комитетом было приобретено 230 автобусов, но при этом часть средств выделил федеральный бюджет. Парк «Пассажиравтотранса» в настоящее время насчитывает 1800 единиц техники. Часть закупаемых автобусов, скорее всего, будут газовыми: согласно федеральным нормам, к 2020 году 50% всего пассажирского и коммунального транспорта должны быть переведены с дизеля и бензина на газ.
На приобретение новых троллейбусов, согласно программе, будет потрачено 700 млн рублей, что при цене в 8,5 млн хватит на 80 «рогатых». При этом парк «Горэлектротранса» сейчас составляет 650 единиц, средний срок службы – 8,8 года, доля низкопольных машин – 47%. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что в предыдущие годы Смольный весьма активно приобретал троллейбусы: например, в 2013 году город получил 80 новых «рогатых», примерно столько же – в 2012-м.
Как указано в программе, до 2020 года объем транспортной работы городского электротранспорта останется одинаковым – 62 млн километров в год. При этом доля автобусов будет с каждым годом увеличиваться: если в 2015 году объем работы составит 160 млн километров, то в 2020-м – уже 174 млн. Таким образом, чиновники намерены сделать ставку именно на этот вид наземного транспорта, а в третье десятилетие XXI века мы войдем с трамваями, выпущенными еще в веке XX. Если они, конечно, еще будут ездить.
23 млрд на вагоны метро
Помимо автобусов ставка будет сделана на метро. В общей сложности за шесть лет Смольный обещает купить новых вагонов на 23 млрд рублей: 17 млрд – закупки комитета по транспорту, 8 млрд – собственные средства метрополитена. Это существенно больше, нежели сейчас: в 2014 году на эти цели будет потрачено 2,5 млрд рублей. В среднем один современный вагон с асинхронным двигателем стоит около 60 млн рублей. Добавим, что часть средств будут выделяться в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года: к этому времени чиновники обещают открыть четыре новые станции метро – «Театральную», «Большой проспект», «Новокрестовскую» и «Беговую», – а значит, потребуется увеличение парка метрополитена. Впрочем, строительство этих станций еще не началось, хотя средства на них – свыше 50 млрд рублей – заложены в программу, принятую в правительством.
Впрочем, у трамваев еще есть шанс: программа, скорее всего, еще будет корректироваться. Так, среди множества дорожных объектов, попавших в этот документ, нет пробивки набережной Макарова до ЗСД за 12 млрд и моста через остров Серный за 10 млрд. А их Смольный также намерен возвести к чемпионату мира по футболу.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»