Конституционный суд России разошелся в гражданско-правовой оценке мощей. Он не смог придти к однозначному мнению, являются ли останки святых «вещами», и может ли государство изымать их у церкви. Решение, касающееся скандального дела, в рамках которого Росимущество отсудило у владимирской религиозной организации «прах преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских», вынесено 3 июля и опубликовано сегодня. К нему прилагается особое мнение судьи Гадиса Гаджиева – он ссылается на учебник по церковному праву.
С жалобой в Конституционный суд обратился митрополит Федор (Гинеевский) – глава Российской православной автономной церкви. Эта организация считается неканонической, так как откололась от РПЦ еще во время перестройки. Церковь располагается в Суздале Владимирской области. Среди основных святынь, которым она предлагает поклониться – мощи Евфимия и Евфросинии Суздальских. В 2013 году местное отделение Росимущества через суд доказало, что останками должно владеть государство, и потребовало их изъять.
Господин Гинеевский с таким решением не согласился. Он считает, что в Гражданском кодексе – им руководствовались служители Фемиды – недостаточно четко прописано понятие «объекты гражданских прав». В частности, не понятно, можно ли считать таковыми мощи. «То, что представители истца называют мощи “объектами”, с моей точки зрения, кощунственно, потому что это святые мощи, которым поклоняются сотни верующих, – жаловался журналистам он. – Суд так и не установил, что является мощами. Приставы наложили арест на деревянные короба. Но что внутри, никто из них не видел. Что я должен передавать под видом мощей? Костные останки или одежду, в которую они завернуты?»
Большая часть судей КС к аргументам Гинеевского не прислушалась. Заявление, где священник усомнился в соответствии Конституции статьи 128 Гражданского кодекса, не было принято к производству. Однако против воли коллег восстал судья Гадис Гаджиев. Он заявил: аргументы Российской православной автономной церкви, возможно, имеют под собой почву.
– Основной вопрос, который был поднят заявителем в настоящем деле, состоял в том, допустимо ли в принципе относить мощи святых к объектам гражданских прав, наделяя их статусом «вещи». Конституционный суд Российской Федерации не дал ответа на этот принципиальный вопрос, – сетует Гаджиев.
Проблема непроста, потому что «сакрализация природы православных святынь и одновременно их “овеществление” наравне со всяким иным имуществом» с трудом уживаются в народном сознании, подчеркивает судья. Он ссылается на курс лекций служителя РПЦ Владислава Цыпина по церковному праву.
Знакомство с другими теоретическими источниками позволяет Гаджиеву предположить, что «ни у Российской империи, ни у РСФСР, ни у СССР, ни у Российской Федерации» права собственности «на костные останки людей не возникало».
– Религиозные мощи – это не обычные объекты гражданских прав, поскольку они обладают двойственной правовой природой. Будучи частями тела людей, признаваемых каноническим правом святыми, они вряд ли вообще могут считаться объектом права собственности, – доказывает работник КС.
Гаджиев полагает, что должен быть достигнут «приемлемый баланс ценностей», а «притязания» на мощи со стороны государства не могут «произвольным образом ущемлять права» автономной церкви.
– Важным в настоящем деле является то, что за время длительного использования (около 25 лет) названной религиозной организацией предметов культа в ходе богослужений для поклонения им паломников и местных прихожан сложился определенный режим пользования этими предметами в социально значимых целях, – настаивает судья.
Он даже приводит в пример послевоенную Германию, где после возвращения конфискованного имущества католической и протестантской церквей при епархиях были созданы диоцез-музеи, за сохранность которых отвечало государство.
Напомним, что разбирательство между владимирскими властями и Российской православной автономной церковью идет уже не первый год. Ранее госслужащие отсудили у верующих более 20 храмов, а также задержали одного из клириков за хранение наркотиков. Это позволило руководству РПАЦ заявить, что против них ведется осознанное и незаконное преследование. Они даже обращались в Европейский суд по правам человека.
В нападках на РПАЦ были замечены и сторонники небезызвестного петербургского парламентария Виталия Милонова. В 2013 году они провели акцию по демонтажу рекламных щитов РПАЦ, приглашающих поклониться якобы прибывшим в Северную столицу мощам святителя Николая Чудотворца.