Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -2

2 м/с, южн

754мм

94%

Подробнее

Пробки

2/10

Переспорить полиграф

2464
ПоделитьсяПоделиться

Бизнесмен сумел убедить специалистов Министерства обороны России в некорректности проведённого в отношении него исследования на полиграфе. И высказал предположение о зависимости назначенного следствием полиграфолога от следствия: близкий родственник полиграфолога подвергся уголовному преследованию со стороны того же следственного подразделения, которое назначило исследование на полиграфе.

Бил – не бил

Из проведённого в ноябре 2013 года испытания на детекторе лжи показаний генерального директора и основного владельца ООО «Исток СВ» (которому принадлежит бизнес-центр в Мурино) Сергея Караваева следовало, что Сергей Караваев врёт, будто офицер Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Пужикин 27 марта 2013 года ударил его по лицу и надел наручники во время обыска в помещениях бизнес-центра. Из проведённого тогда же испытания на детекторе лжи оперуполномоченного Пужикина, наоборот, следует, что офицер госбезопасности говорит правду.

Сергея Караваева такой результат использования полиграфа не устроил. Во-первых, он точно уверен, что Пужикин бил его, во-вторых, в марте 2014 года Московский районный суд Петербурга взыскал с государства в пользу Караваева 7000 рублей в качестве компенсации морального вреда за происшедшее в бизнес-центре. К объяснениям сотрудников УФСБ, включая Пужикина, суд отнёсся критически, отметив, что они «не смогли сообщить конкретные обстоятельства … при которых Караваев нарушал порядок следственного действия … сославшись на запамятование…».

Исследования на полиграфе в отношении Караваева и его оппонента Пужикина назначил следователь-криминалист Военного следственного отдела СК РФ по Санкт-Петербургскому гарнизону. Проводить исследование следствие назначило специалиста Александра Стешенко. Бизнесмен усомнился как в корректности исследования, так и в корректности назначения в качестве полиграфолога именно этого специалиста.

Не совсем правильно понятая солидарность

6 мая 2014 года Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд признал виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ («незаконное хранение наркотических средств в крупном размере»), и приговорил к 3 годам условного лишения свободы ещё одного уже бывшего офицера ФСБ, по фамилии Стешенко. Этот Стешенко – близкий родственник Александра Стешенко, назначенного полиграфологом для Сергея Караваева и оперативника ФСБ Пужикина (кстати, Стешенко-старший 34 года своей жизни посвятил службе тоже в органах государственной безопасности). А расследованием уголовного дела в отношении Стешенко-младшего занимался тот же самый Военный следственный отдел Санкт-Петербургского гарнизона СК РФ, в который бизнесмен обратился с требованием привлечь Пужикина к уголовной ответственности. Причём возбуждать такое уголовное дело данное ведомство явно не считает целесообразным.

У Сергея Караваева сложилось впечатление, будто он стал жертвой не совсем правильно понятой некоторыми бывшими и действующими сотрудниками ФСБ и военного следствия корпоративной солидарности. Более того, бизнесмену показалось, что инструментом этого не совсем правильного понимания стал именно полиграф. И генеральный директор ООО «Исток СВ» предпринял наверное первую в России попытку доказать некорректность проведённых полиграфических исследований.

Борьба за полиграф

В феврале 2014 года Сергея Караваева по его собственной инициативе проверили на полиграфе ещё раз. Это сделала специалист АНО «Судебно-экспертный центр «Триумф» Татьяна Алфеева. Результатом исследования стал вывод о том, что «были получены результаты тестов, подтверждающие искренность (достоверность) ответов Караваева С.С.».

После этого в марте 2014 года Сергей Караваев обратился в специализированное ООО «Бюро кадровой благонадёжности» с просьбой о проведении рецензирования полиграфических исследований, проведённых в отношении него и Пужикина по поручению следователя Военного следственного отдела СК РФ по Санкт-Петербургскому гарнизону специалистом Александром Стешенко. Осуществивший рецензирование полиграфолог Дмитрий Мартюшев сделал, в частности, такие выводы:
– «отсутствие у … Стешенко А.Г. высшего образования в области психологии и физиологии указывает на то, что он не обладает специальными знаниями для проведения психофизиологических исследований…»
– «…результаты данного исследования не отличаются достоверностью…»
– «…исследовательская часть заключения расходится с выводами, что недопустимо…»

Бизнесмен представил упомянутые документы в Военное следственное управление СК РФ по Западному военному округу, а также обратился с заявлением о привлечении Александра Стешенко к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 307 УК РФ («заведомо ложные показания … специалиста … при производстве предварительного расследования»).

Следователь этого ведомства майор Евплов тогда инициировал собственное рецензирование исследований, проведённых Александром Стешенко. Рецензирование проводилось в 111-м Главном государственном центре судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ.

Вот некоторые цитаты из резолютивной части выпущенного этим уважаемым ведомством документа:
– «…в заключении … в отношении показаний Караваева С.С. Стешенко А.Г. превысил пределы своей процессуальной компетенции, приняв на себя не свойственную его положению … функцию оценки доказательств…»
– «…суждение … Стешенко А.Г. в части оценки достоверности сообщённых Пужикиным А.С. сведений … носит неопределённый характер…»
– «…зарегистрированная в полиграммах совокупность психофизиологических параметров оказалась недостаточной для статистически достоверного обоснования выводов…»
– «…обращает на себя внимание поспешность и слабая обоснованность выводов … в связи с чем резолютивные выводы Стешенко А.Г. … не рекомендуется принимать как в полной мере допустимые и достоверные…»

Видимо, после такого заключения одного из самых авторитетных в России профильных ведомств у следователя Евплова просто не было другого выхода, кроме как решить, будто в действиях Александра Стешенко «явных противоречий в суждениях … не выявлено» и «грубых ошибок … не усматривается» – поэтому в возбуждении в отношении этого странного полиграфолога уголовного дела было отказано.

Сергей Караваев заявил «Фонтанке», что останавливаться не собирается – он принципиально против того, что офицер госбезопасности просто так, как считает бизнесмен, ударил его по лицу, а Следственный комитет, основываясь, в том числе, на теперь уже очевидно сомнительных результатах исследований на детекторе лжи, отказывается привлечь этого офицера к уголовной ответственности. Если Сергей Караваев добьётся своего, он станет первым в России человеком, сумевшим официально опровергнуть результаты применения полиграфа в уголовном процессе.

Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close