На юго-востоке Украины упал гражданский самолет «Малайзийских авиалиний», летевший из Нидерландов в Куала-Лумпур на высоте 10 тысяч метров. По предварительным данным, погибли около 300 человек – пассажиры и члены экипажа. Украинская сторона обвиняет во всем повстанцев, которые якобы располагают зенитно-ракетными комплексами «Бук». Власти ДНР в свою очередь говорят, что у них нет средств ПВО, способных сбить дальнемагистральный самолет на такой высоте.
«Боинг-777» «Малайзийских авиалиний» летел из Амстердама в столицу Малайзии Куала-Лумпур. По данным МВД Украины, на борту находились 280 пассажиров и 15 членов экипажа. Предположительно, лайнер был сбит на высоте в 10 тысяч метров в квадрате между городами Снежное и Торез – к востоку от Донецка. До границы с Россией лайнер не долетел около 50 километров, факт его падения подтвердили как киевские власти, так и представители ДНР.
На первых видео, которые появились в сети, видны клубы густого черного дыма. «Что-то бахнуло, а потом самолет упал. Он рассыпался в воздухе», – делятся впечатлениями очевидцы. На первых фотографиях с места трагедии видно, что от самолета остались лишь обгоревшие обломки, а вокруг разбросаны тела погибших. О гражданстве погибших информации пока нет. В соцсетях сообщается, что помимо граждан Нидерландов там были и жители Малайзии и США.
видео с сайта youtube, Все,и об о всем
Версии катастрофы участники гражданского конфликта на юго-востоке Украины, естественно, называют разные. Заместитель главы МВД Украины Антон Геращенко заявил, что «Боинг-777» сбили из зенитно-ракетной установки «Бук», которая, по версии киевских властей, есть у ополченцев ДНР. Глава совета министров ДНР Александр Бородай, в свою очередь, сообщил, что речь идет о провокации украинских военных, так как у отрядов самообороны нет средств ПВО, которые могли бы поразить лайнер на высоте в 10 тысяч метров. «У нас есть ПЗРК, но они такую высоту не берут. Мы сбиваем самолеты украинских ВВС, когда они заходят на высоту 3 – 4 тысячи метров», – рассказал он.
Впрочем, нужно отметить: в конце июня российские информагентства передали сообщение, что донецкие ополченцы захватили военную часть противоздушной обороны А-1402, которая оснащена зенитно-ракетными комплексами «Бук». Однако сейчас власти ДНР говорят, что она неисправна. Более того, она не работала еще в момент захвата.
Мнения опрошенных «Фонтанкой» специалистов о возможности сбить магистральный лайнер из «Бука» разделились. По одному из мнений, пусковой установки недостаточно. Необходимо иметь еще и радиолокационную станцию, которая наведет ракету на цель. При этом система сообщает диспетчеру, какой самолет летит – военный или гражданский.
В то же время другие эксперты говорят, что самоходный зенитно-ракетный комплекс «Бук» способен работать самостоятельно, более того, не на всех иностранных авиалайнерах установлена система распознавания «свой-чужой». Радиус действия — от 50 км, а выпущенная ракета способна выбрать цель, если в ее зоне находятся два самолета, и выбирает она ту цель, которая крупнее. Напомним, что штаб АТО уже заявил украинским СМИ, что поблизости с малайзийским «Боингом» находился их военный транспортник «Ан-26».
Добавим также, что незадолго до трагедии украинские СМИ сообщили со ссылкой на представителя информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины, что со стороны России якобы зашла колонна российских комплексов «Бук». Российские СМИ, в свою очередь, говорят, что перебазированием установок «Бук» занимались украинские военные: передвижения комплексов якобы видели в Харьковской области.
Место, где упал лайнер, находится под контролем сил ДНР. Представители республики уже заявили, что предоставят черные ящики независимой международной комиссии. Собственную спецкомиссию создал президент Украины Петр Порошенко – правда, непонятно, каким образом она будет работать в условиях отсутствия доступа к месту крушения. Важная деталь: вскоре после инцидента президент Владимир Путин позвонил президенту США Бараку Обаме, который еще недавно ввел новые санкции в отношении России, и сообщил ему о крушении лайнера. Кроме того, он уже оперативно выразил соболезнования властям Малайзии.
Отметим, что это не первый случай, когда системы ПВО сбивают гражданские самолеты. Так, 4 октября 2001 года украинская зенитная ракета С-200, выпущенная на Крымском полуострове во время военных учений, попала в самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь», летевший на высоте 11 тыс. м рейсом № 1812 от Тель-Авива в Новосибирск. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. В январе 2011 года Киевский апелляционный суд вынес решение, в котором опровергалась принадлежность украинских военных к инциденту.
Еще одна катастрофа произошла в воздушном пространстве СССР 1 сентября 1983 года. Советский истребитель Су-15 сбил пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Самолет, летевший из Нью-Йорка в Сеул упал в океан, погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Среди погибших был член палаты представителей США Ларри Макдональд. Причиной трагедии послужило то, что пилоты неверно настроили автопилот, не выполнили надлежащих проверок для уточнения текущих координат воздушного судна, в результате чего самолет отклонился от курса более чем на 500 км.
Впоследствии пилот Су-15 Геннадий Осипович вспоминал, что, догнав пассажирский самолет-нарушитель, сделал несколько длинных очередей предупредительных выстрелов, израсходовав 243 снаряда. Но они были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами (их не было), в результате пилоты «Боинга» не имели возможности заметить очереди. Военный летчик пытался связаться с «Боингом» по радио, но ему это не удалось: «Мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний». Однако он убежден, что не мог остаться незамеченным, поскольку, по его наблюдениям, «Боинг» снизил скорость до 400 км/ч. Советский пилот, снижавший скорость вместе с «Боингом», принял это за попытку уйти от перехвата — последующее снижение скорости привело бы к сваливанию Су-15 и вхождению в штопор.
На Синайском полуострове, рядом с городом Исмаилия в Египте, 21 февраля 1973 года (тогда полуостров был территорией Израиля) был сбит «Боинг 727-224» ливийской компании Libyan Arab Airlines, погибли 108 человек. Самолет летел из Триполи в Бахрейн. В полдень он приземлился на стоянку в аэропорт Бенгази, через некоторое время вылетел и продолжил путь к Каиру. При подлете к Каиру самолет попал в пыльную бурю, в результате чего сломался компас. Самолет сместился восточнее, пересек Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова. Его заметили израильские военные, подняли в воздух два истребителя, которые сбили самолет.
«Фонтанка.ру»