В украинском конфликте несет потери кадровая российская армия. Двое бойцов нижегородского спецназа убиты на границе. Солдат-призывник из Омска, по сообщениям украинской прессы, попал в плен. Пока военное ведомство и следственные органы хранят молчание, а МИД не спешит обращаться с гневными нотами, родственники пропавшего рядового обращаются за помощью к Верховному главнокомандующему.
Первая информация о гибели российских военнослужащих появилась в ростовской прессе 15 июля: ссылаясь на собственные источники, журналисты сообщили, что в клинический госпиталь Южного военного округа поступили тела двух десантников из Нижнего Новгорода, погибших на украинской границе в результате обстрела. Утром 16 июля нижегородские СМИ сообщили имена: военнослужащие-контрактники Армен Давоян и Александр Воронов. Через некоторое время в местной газете появились подробности и даже рассказ о том, как бойцы погибли, прикрывая собой беженцев, подвергшихся обстрелу с украинской стороны. После полудня все материалы с сайтов изданий оказались удалены.
Представители командования в разговоре с журналистами гибель военных не подтверждали. Между тем в социальных сетях родственники и друзья Давояна и Воронова обменивались соболезнованиями. Корреспондент «Фонтанки» дозвонился до командира 9-й Висленской Краснознаменной орденов Александра Суворова и Михаила Кутузова II степени отдельной мотострелковой бригады полковника Сергея Ныркова.
– Есть ли у Вас информация о военнослужащих вверенной Вам бригады Армене Давояне и Александре Воронове? Сообщают, что они погибли 14 июля на украинской границе.
– Обратитесь с вопросами по официальным каналам в пресс-службу Минобороны.
– Пресс-служба утверждает, что вооруженные силы потерь не имели, но это очевидная неправда.
– Пресс-служба правильно говорит.
Через четыре дня, в субботу, 19 июля, полковник Нырков вместе с командующим 20-й армией генерал-майором Александром Лапиным отдал последний долг своим бойцам. Армена Давояна похоронили в Нижнем Новгороде, Александра Воронова — в областном поселке Беляйково.
Причина смерти военнослужащих официально остается по-прежнему неизвестной. Ни в военных, ни в следственных органах с журналистами общаться категорически не хотят.
Сослуживцы погибших говорят, что полуофициально предполагается считать, что Армен и Александр погибли в результате случайного минометного обстрела с сопредельной стороны. Неофициально же толкуют о «Правом секторе» и пулевых ранениях.
Конспирологии в историю добавляет загадочный пресс-релиз Следственного комитета за подписью Владимира Маркина, распространенный утром 16 июля в связи с возбуждением уголовного дела об убийстве.
«14 июля 2014 года с территории Украины, на расстоянии около 15 метров от наблюдательного пункта, расположенного на территории Российской Федерации в районе поселка Деркул Тарасовского района Ростовской области неустановленные лица из числа военнослужащих Украины, действуя умышленно и согласованно группой лиц по предварительному сговору, с целью причинения смерти военнослужащим Российской Федерации, в связи с их служебной деятельностью, произвели в них многочисленные выстрелы из неустановленного пулемета и боевого ручного стрелкового оружия. В результате двое российских военнослужащих, находящихся на указанном наблюдательном пункте, получили многочисленные огнестрельные ранения, от которых они скончались на месте. Проведен осмотр места происшествия, при этом изъято более 100 гильз и патронов различных калибров 5,45 мм, 7,62 мм и 9 мм, образцы грунта», – говорится в сообщении, поступившем в редакцию «Фонтанки» 16 июля в 11.46.
Кто и каким образом проводил осмотр на месте стрельбы, если огонь велся с территории чужого государства, в информационном материале Следственного комитета не отражено. Зато через 9 минут на почту редакции пришло новое письмо: «Информация направлена ошибочно, просьба не публиковать».
Через пять дней после гибели военных из 9 ОМСБР стало известно об ещё одной возможной потере. Боец не менее прославленного соединения, 23 отдельной гвардейской мотострелковой Петракувской дважды Краснознаменной орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады, рядовой срочной службы Андрей Балобанов пропал. По сообщениям украинской прессы, он – в плену.
Узнать мнение о местонахождении военнослужащего у его командиров не получилось.
Призван Андрей Балобанов из Омска, служил в бригаде, дислоцированной в Самаре, пропал, по слухам, на границе с Украиной. Его старший брат Алексей, проживающий в Петербурге, отчаявшись получить хоть какую-то информацию у военных, обратился к Владимиру Путину.
«Фонтанка» связалась с Алексеем.
«Мне в социальных сетях стали поступать сообщения, якобы с Украины, о том, что мой брат захвачен в плен. Но пока никаких подтверждений этого я не получил, нет ни фотографий, ни видеозаписей с Андреем в плену, только ссылки на украинские СМИ и блоги. Я пытался связаться с командованием бригады, но со мной просто не стали говорить. Командир «на построении», его якобы заместитель бросает трубку. Перезвонил мужчина, представившийся сотрудником гарнизонной прокуратуры, и сообщил, что брата ищут, а его командир уже якобы арестован, но, правда ли это, я не знаю. Связи с братом у меня нет с 14 июля. Единственное ведомство, которое мне дало конкретный ответ, это украинское министерство обороны, там заверили, что моего брата они в плен не брали. Я через сайт обратился к президенту Владимиру Путину и надеюсь на его помощь, раз никто больше не может пояснить, куда пропал солдат».
Ни в пресс-службе Южного военного округа, ни в окружной военной прокуратуре отвечать на вопрос журналиста о возможном похищении рядового и о гибели двоих военнослужащих не стали — «обратитесь с письменным запросом в Минобороны, это не в нашей компетенции». Запрос послали, ответа пока не получили.
Аналогичный ответ был получен и в Следственном комитете. Следственное управление по ЮВО отговорилось стандартным «не в нашей компетенции». Спросили выше. Генерал-майор юстиции Маркин, услышав, что корреспондент «Фонтанки» интересуется расследованием смерти бойцов 9-й бригады, попросил направить письменный запрос, «на который мы с удовольствием ответим». Учитывая, что для направления запросов на сайте ведомства имеется только почтовый адрес и время доставки «Почты России», прогнозы о сроках ответа строить не стоит.
Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»