Минобороны РФ обнародовало данные о воздушной и наземной обстановке в районе упавшего 17 июля малайзийского «Боинга-777». Начальник Главного оперативного управления Генштаба Андрей Картаполов раскрыл расположение украинских ЗРК «Бук-М1», в зону действия которых, отклонившись от курса, попал авиалайнер, объявил о нахождении в 3 – 5 км от него украинского военного самолета Су-25 с ракетами «воздух-воздух» и опроверг обвинения в предоставлении ополченцам Украины каких-либо зенитно-ракетных комплексов.
Вечером 21 июля Минобороны РФ провело в Москве брифинг, в ходе которого российские военнослужащие в целях противостояния «большому количеству недостоверной информации», которая появилась в СМИ после падения на Украине малайзийского «Боинга-777», впервые представили «имеющиеся в распоряжении оперативного управления Генштаба данные». Выступали начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-лейтенант Андрей Картаполов и начальник главного штаба Военно-воздушных сил РФ генерал-майор Игорь Макушев.
Андрей Картаполов показывал на экране фотографии украинской территории, сделанные из космоса, и комментировал их. На схеме была показана международная трасса, по которой летел «Боинг-777». До Донецка самолет следовал в установленном коридоре, а далее — начал отклоняться на север, сказал Картаполов. При этом наибольшее удаление от левой границы коридора составило 14 км, отметил он.
«В дальнейшем наблюдается маневр по возврату «Боинга» в пределы установленного воздушного коридора. Но закончить начатый маневр малайзийский экипаж не успел. С 17:20 зафиксировано устойчивое падение скорости самолета, а с 17:23 — исчезновение его с радаров. Что послужило причиной выхода за границы установленной трассы — навигационная ошибка экипажа или указание диспетчера органа управления воздушным движением «Днепропетровское», — можно будет сказать только после расшифровки бортовых самописцев, именуемых черными ящиками», — заявил Картаполов.
По информации Минобороны, в день крушения самолета группировки сил противовоздушной обороны Украины вблизи Донецка насчитывали три или четыре зенитно-ракетных комплекса «Бук-М1», которые способны поражать цели на дальности до 35 км и на высоте до 22 км.
«Против кого и зачем украинскими силовиками была развернута настолько мощная группировка противовоздушной обороны вблизи Донецка? — спросил Картаполов. — Ведь как известно, у ополченцев нет самолетов».
Трасса и предполагаемое место поражения «Боинга» попадают в область поражения ЗРК «Бук-М1».
видео с сайта youtube, пользователь Время-Вперед!
Затем Андрей Картаполов раскрыл расположение украинских средств ПВО на юго-востоке страны, показывая снимки, сделанные из космоса. Первые три снимка, которые он представил, датированы 14 июля. На первом показаны пусковые установки ЗРК «Бук-М1» в районе 8 км северо-западнее Луганска.
«На снимке вы хорошо видите самоходную установку и две пускозаряжающие машины», — комментировал Картаполов.
На втором снимке были представлены радиолокационные станции СТ-68 и ПРВ-13 вблизи Донецка, в 5 км к северу, различная техника и технические сооружения.
На третьем снимке была показана техника ПВО, тоже севернее Донецка. На слайде был показан «Бук-М1», около 60 единиц специальной военной техники, укрытия для техники и другие сооружения.
«А вот — снимок этого же района, сделанный 17 июля. Обратите внимание, что данная пусковая установка — «Бук-М1» — отсутствует. А на снимке номер пять видно, что утром этого же дня в районе Зарощинска — в 50 км восточнее Донецка и 8 км южнее Шахтерска — обнаружен «Бук-М1». Возникает вопрос — почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории, контролируемой ополченцами и в день крушения? Съемки этого же района 18 июля, на снимке шесть, показывают, что батарея оставила занимаемую позицию».
Именно 17 июля, по его словам, максимально возросла интенсивность работы станций обнаружения и целеуказания 9С18 «Купол» зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1». Так, по данным Минобороны РФ, 15 июля работало семь станций, 16-го — восемь, 17-го — уже девять.
«А вот с 18 июля интенсивность их работы резко снизилась и составила не более двух-трех в сутки», — заявил генерал-лейтенант.
Также Картаполов обнародовал данные Росавиации о ситуации в воздушном пространстве предполагаемого места крушения. Так, 17 июля с 17:10 до 17:30 в воздухе находились три гражданских самолета, выполняющих регулярные рейсы, и один военный. Это рейс из Копенгагена в Сингапур в 17:17, рейс из Парижа в Тайбэй в 17:24, рейс «Малайзийских авиалиний» из Амстердама в Куала-Лумпур и военный самолет Су-25 украинских вооруженных сил.
«Российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован возможный подъем в высоту военного украинского самолета Су-25 в направлении малайзийского воздушного судна. Он находился на удалении от «Боинга» от 3 до 5 км. По своим характеристикам Су-25 способен кратковременно достигать высоты в 10 тыс. м. В состав его вооружения входит ракета «воздух-воздух» Р-60 с дальностью поражения целей до 12 км. Гарантированно — на дальности до 5 км. С какой целью боевой самолет совершал полет на трассе гражданской авиации?» — вновь спросил Картаполов.
Раскрывая данные работы ростовского зонального центра единой системы организации воздушного движения, начальник Главного штаба ВВС РФ Игорь Макушев также обратил внимание на украинский Су-25.
«Ранее украинские официальные лица сообщали, что в тот день украинских военных самолетов в районе авиапроисшествия не было. Как видите, это не так», — сказал генерал-майор.
Картаполов прокомментировал распространенный в Интернете видеоролик, на котором показано, как ЗРК «Бук» якобы перевозят из Украины в Россию.
«Эти кадры являются явной подтасовкой, — сказал Картаполов. — Снимки осуществлялись в городе Красноармейске, о чем свидетельствует находящийся рядом с дорогой баннер с рекламой автосалона, на котором указан его адрес на Днепропетровской улице, 34. Помимо этого, сам Красноармейск с 11 мая находится под контролем украинской армии».
Картаполов также заявил, что Россия не передавала украинским ополченцам ни зенитно-ракетных комплексов, ни оружия, ни какой-либо военной техники.
«Возникает ряд вопросов. Что это за пусковая установка? (Изображенная на видео) Куда ее перевозили? Где она находится сейчас? Почему она заряжена неполным боекомплектом ракет? И когда последний раз с нее проводился пуск?» — продолжал сыпать вопросами он.
Ранее представитель Пентагона Джон Кирби заявлял, что системы США зафиксировали активацию комплекса ПВО и его наблюдение за «Боингом» прямо перед тем, как он упал. Также Джон Кирби заявлял, что американские специалисты анализируют траекторию ракеты, которая оставила тепловой след, чтобы определить, откуда был совершен запуск.
Картаполов призвал власти США передать международному сообществу снимки, которые сделал американский космический аппарат. По данным Минобороны РФ, экспериментальная космическая система США, предназначенная для обнаружения выпущенных с земли ракет, действительно в день катастрофы была над территорией крушения с 17:06 до 17:21.
«Власти США заявляли, что располагают снимками с данного аппарата. Но их никто не видел», — сказал он.
В заключение генерал пообещал передать материалы Минобороны, о которых он рассказал, «ведущим экспертам европейских стран и Малайзии».
«Министерство обороны и далее будет информировать о вновь выявленных фактах», — сказал он.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»
Штурмовик Су-25, по официальной информации Минобороны, предназначен для «уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости днем и ночью, а также — малоскоростных воздушных целей».
Штурмовик производится с 1978 года на Улан-Удэнском авиазаводе и Тбилисском авиазаводе. Разработчик — «ОКБ Сухого». Произвел первый полет 22 февраля 1975 года, находится в эксплуатации с 1981 года. Находился на вооружении ВВС СССР, сейчас находится на вооружении России, Украины и Белоруссии. В общей сложности произведено около 1320 штук.
Экипаж самолета — один человек. Максимальная скорость — 950 км/ч. Практический потолок — 10 тыс. м. Диапазон высот боевого применения — 30 – 5000 м. Перегонная дальность — 1950 км, максимальная дальность полета с максимальной боевой нагрузкой — 1250 км.
Вооружение Су-25 — одна двуствольная пушка ГШ-30-2 калибра 30 мм, поворачивающаяся в вертикальной плоскости, которая несет 250 снарядов, выстреливаемых со скоростью 2500 штук в минуту. А также управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-60М, Р-73, управляемые ракеты «воздух-земля» Х-23, Х-25, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58, С-25Л, ракетный комплекс с управляемыми ракетами «Вихрь», авиабомбы КАБ-500, КАБ-1500, кассетные бомбы, бомбы свободного падения, баки с зажигательной смесью и подвесные пушечные установки УАК-23-250 и СППУ-1.