Горизбирком опубликовал первые финансовые отчеты кандидатов в губернаторы Санкт-Петербурга. Самый скромный кандидат, Константин Сухенко, оценил старт своей кампании в 30 тысяч рублей. В фонде Георгия Полтавченко — уже 5 млн 519 тысяч рублей. По закону пополнять избирательные фонды зарегистрированные кандидаты могут вплоть до дня голосования. Единственная информация, которую пока можно получить из отчетов — в какую сумму официально обошлось кандидатам прохождение муниципального фильтра. Эти расходы скрываются под кодовым названием «на оплату других работ».
Санкт-Петербургская избирательная комиссия опубликовала сканы первых финансовых отчетов всех семи выдвинутых кандидатов в губернаторы.
Любопытно, что к оформлению «приложения № 9» кандидаты подошли творчески. Так, Георгий Полтавченко прошил свой отчет белыми нитками. А Константин Сухенко перевязал нарядным золотым шнурком, словно от конфетной коробки. Кандидат Петров использовал суровую черную нитку. Остальные кандидаты обошлись степлером, прихватив листочки отчета кто сверху, кто сбоку. Но это полбеды. Бланки «приложения № 9» у всех кандидатов разные. У кого-то дата заполнения отчета взята в кавычки, у кого-то – нет, у одного номер избирательного счета указан с приставкой: «Счет №...», у других только цифрами. Любой кандидат в муниципальные депутаты знает, что можно погореть на таких вот мелочах — зафиксированы случаи, когда ИКМО отказывала в регистрации кандидата, фамилия которого указана в подписных листах не в том падеже, или из-за отсутствия в финансовом отчете точного юридического адреса отделения банка, где был открыт избирательный счет.
Судя по опубликованным Горизбиркомом отчетам, не все кандидаты верили в свою регистрацию. По закону о выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга претендент имеет право потратить на свою кампанию до 100 миллионов рублей. В избирательный фонд Георгия Полтавченко поступило 5 млн 519 тысяч рублей. Судя по всему, он в свою регистрацию верил больше всех своих соперников вместе взятых.
Структура избирательного фонда и. о. губернатора такова: 100 тысяч рублей Полтавченко внес из своего кармана, еще 500 тысяч рублей добровольно пожертвовали граждане и 4 млн 919 тысяч не менее добровольно внесли юридические лица. Какие именно — в отчете не указывается. «Фонтанка» направила в избирательный штаб Полтавченко официальный запрос. До 17 июля и. о. губернатора успел израсходовать 58 тысяч 674 рубля и 77 копеек. Эти деньги пошли, как указано в отчете, на оплату «других работ» и «покрытие иных расходов», непосредственно связанных с избирательной кампанией.
Андрей Петров пока «гуляет» исключительно на свои — в его избирательном фонде 400 тысяч рублей из собственных средств кандидата, не ушедших на поддержку сражающихся на Донбассе. Он успел потратить 23 тысячи 580 рублей и 19 копеек по той же статье, что и Георгий Полтавченко, — на «другое» и «иное». Андрей Петров в беседе с корреспондентом «Фонтанки» отметил, что его избирательный фонд обязательно будет расти — в пределах, обозначенных законом, в том числе за счет «финансово-промышленной группы», которая Петрова поддерживает. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам Наталья Хохлова пояснила «Фонтанке», что часть израсходованных на 17 июля средств пошла на компенсацию нотариальных затрат, остальное – на изготовление самих подписных листов в типографии. «Избирательный фонд Андрея Петрова уже пополняется и на сегодняшний день составляет около 1,4 млн рублей, – сказала Хохлова. – Это личные средства кандидата и пожертвования физических лиц».
Ирина Иванова старт своей избирательной кампании оценила в 40 тысяч рублей, и именно столько внесла в фонд. Потратила 17 тысяч 400 рублей — и опять-таки на «другие работы». «Мы были не уверены в регистрации, – объяснила Ирина Иванова скромный начальный объем своего фонда. – Но теперь мы начали собирать средства. В идеале чем больше удастся привлечь, тем лучше. Избирательная кампания рассчитана всего на полтора месяца и может обойтись от 2 млн рублей и выше. 2 млн – это минимум». Ирина Иванова отметила, что основные средства пойдут на агитацию в СМИ, причем преимущественно в печатных изданиях: покупать телеэфир слишком дорого. «Расходы до 17 июля – это подписные листы, – пояснила кандидат. – Эти деньги потратила только на нотариат».
Константин Сухенко для начала решил обойтись 30 тысячами рублей из личных средств. Кстати, кандидат в муниципальные депутаты имеет право потратить на свою кампанию не более 20 тысяч. Так что Сухенко в финансовом смысле оказался ближе всех к народной власти. Из своих 30 он уже потратил 20 тысяч 730 рублей и 19 копеек на уже традиционные «другие работы». Как пояснил кандидат корреспонденту «Фонтанки», сам по себе маленький стартовый фонд «ни о чем не говорит». «Я же председатель бюджетно-финансового комитета. Зачем отвлекать деньги, свои или чужие, деньги должны работать. – говорит Константин Сухенко. – Мы еще не составляли смету избирательной кампании, но это будут миллионы рублей. Первые расходы – на печать бланков и нотариальные услуги при сборе подписей муниципальных депутатов».
Тахир Бикбаев в компании условно альтернативных власти зарегистрированных кандидатов пока самый «богатый». В его фонде целый миллион рублей, пожертвованный добрыми людьми (321 тысяча рублей) и не менее добрыми организациями (679 тысяч рублей). Потратил ставленник «Зеленых» 24 тысячи 724 рубля и 77 копеек – на все те же «другие работы». Помощник Бикбаева Евгений Мочалов затруднился дать какие-либо пояснения по поводу избирательного фонда и пообещал, что сотрудники штаба, ответственные за финансовые вопросы, свяжутся с корреспондентом «Фонтанки» сами, как только смогут. «Но сейчас ни их, ни самого кандидата в городе нет, – сказал Мочалов. – Они находятся в Петрозаводске на конференции по линии Совбеза. Пробудут там до 25 июля».
Анатолию Голову партия «Яблоко» выделила на все про все 420 тысяч рублей. И, несмотря на то что кандидат даже не был зарегистрирован, поскольку не представил в Горизбирком подписи муниципалов в свою поддержку, на 17 июля на его избирательном счету остались сиротливые 9 рублей и одна копейка. Куда делись деньги? 229 тысяч 370 рублей пошли на «другое». По словам Анатолия Голова, на эти средства были заказаны карикатуры для агитационных материалов, оплачена верстка и распространение. «Это достаточно дорогое удовольствие», – отметил незарегистрированный кандидат. Еще 190 тысяч 620 рублей и 99 копеек пошло по статье «выпуск и распространение агитационных материалов». «В эту сумму обошлась печать в типографии, – говорит Анатолий Голов. – Мы выпустили брошюру «Полтавченко: три года условно» тиражом более 30 тысяч экземпляров и газету «Яблоко» тиражом 100 тысяч. Мы рассчитываем, что эти материалы будут распространять муниципалы, и будем продолжать агитацию».
Из всех выдвинутых кандидатов не отвлекалась на графу «другие работы» только лидер петербургского отделения «Справедливой России» Оксана Дмитриева. Ей ни физические, ни юридические лица ничего не пожертвовали. Выдвинувшая Дмитриеву партия внесла 100 тысяч рублей, а кандидат добавила еще 50 тысяч и 10 рублей в придачу. Потрачено ровно 50 тысяч рублей — на сбор подписей муниципальных депутатов. Точнее, на организационно-технические мероприятия, с этим сбором связанные. Дмитриева сдала в Горизбирком только 111 подписей и в регистрации ей было отказано. Еще 4 муниципальных депутата от «Единой России», подписавшиеся за кандидата от «Справедливой России», попросили их не «светить», когда стало ясно, что фильтр все равно преодолеть не получится.
Как пояснил «Фонтанке» председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Алексей Пучнин, финансовым уполномоченным кандидатов Горизбирком рекомендовал при заполнении первичных отчетов расходы на нотариальные действия вносить в графу «на оплату других работ (услуг)». «При нотариальном заверении подписи муниципального депутата в поддержку того или иного кандидата в губернаторы заказчиком нотариальный действий является не кандидат, а сам депутат, – говорит Алексей Пучнин. – И в момент сдачи депутатом нотариально заверенной подписи штаб кандидата обязан компенсировать ему расходы на услуги нотариуса в размере от 100 до 150 рублей».
Но дороже всего обошлись муниципалы Оксане Дмитриевой. Если разделить 50 тысяч рублей расходов из фонда на 115 собранных ею подписей, то получится 432 рубля и 34 копейки. «Такая сумма обусловлена тем, что многие подписи приходилось заверять «на выезде», а это стоит дороже, – отмечают в штабе Дмитриевой. – Кроме того, средняя стоимость услуг нотариуса по городу – больше 150 рублей».
Все зарегистрированные кандидаты сдали максимальное число подписей в свою поддержку — по 163 штуки. Выходит, что одна муниципальная подпись с учетом расходов на печать бланка и услуги нотариуса обошлась:
Ирине Ивановой – в 106 рублей 74 копейки,
Константину Сухенко — в 127 рублей 17 копеек,
Андрею Петрову — в 144 рубля 66 копеек,
Тахиру Бикбаеву — в 151 рубль и 68 копеек,
а Георгию Полтавченко — в 359 рублей и 96 копеек. Если максимальные расходы на нотариуса действительно составили не более 150 рублей, то каждый бланк, на котором муниципальный депутат расписался в поддержку и. о. губернатора, стоил не менее 200 рублей.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»