В Санкт-Петербурге принято беспрецедентное решение – в пользу пострадавшей от противоправного поведения судебного пристава компании взыскано более 25 млн рублей. Их выплатит федеральный бюджет. Пристав чудесным образом "потерял" исполнительный лист на миллионы к ООО «Лидер СПб» (входящему в строительный холдинг «Лидер Групп»), известно стало об этом через год, а должник к тому времени стал банкротом. Эксперты указывают на возможную коррупционную составляющую, но сам виновник, скорее всего, отделается испугом.
До сих пор халатность сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) не приносила казне существенного вреда – в целом по России за весь прошлый год в пользу потерпевших было взыскано меньше 19 млн рублей, а средний размер ущерба не превышал 60 тысяч. В основном это убытки бывших должников, потерявших путевки и лишившихся заграничного путешествия из-за несвоевременного изъятия их фамилий из «черного списка» (снятия ограничений на выезд за границу). Общие убытки коммерческих структур, причиненные неправомерным поведением приставов, в 2013 году служители Фемиды оценили всего в 10 тысяч рублей.
Капитал-шоу или «Поле чудес»?
Конфликт разгорелся вокруг ООО «Лидер СПб», входящего в строительный холдинг «Лидер Групп». Еще в 2010 году арбитражный суд принял решение о взыскании с него в пользу ООО «Торговый дом «Сигма» 25,1 млн рублей – задолженности за выполненные строительные работы. После вступления в силу решения исполнительный лист был передан в Московский районный отдел ФССП судебному приставу-исполнителю Дмитрию Шермолаеву.
Чтобы упростить работу служителя юстиции, взыскатель сам нашел информацию о расчетных счетах должника в двух банках. Но, начав исполнительное производство, пристав в течение почти года (!) бездействовал. А в марте 2012 года Дмитрий Шермолаев уведомил ООО «Торговый дом «Сигма», что потерял исполнительный лист. По ходатайству истца суд выдал новый, по которому пристав взыскал всего тысячу рублей – к этому моменту ООО «Лидер СПб» оказалось финансово несостоятельным и вскоре было объявлено банкротом.
Вину за неполучение денег «Сигма» возложила на ФССП, сотрудник которой не выполнил своих обязанностей. С большим опозданием чиновники признали вину – согласно подписанному руководителем районного отдела Инессой Кулигиной постановлению, «сроки принятия мер, направленных на выявление принадлежащего должнику имущества, были растянуты во времени, что свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя». Противоправным поведение пристава Шермолаева признали и три инстанции арбитражного суда, окончательное решение было принято более года назад.
После этого потерпевший взыскатель подал новый иск – уже о возмещении причиненного убытка. Ведь банковские выписки подтверждали, что пока Дмитрий Шермолаев бездействовал, оборот должника по указанным самим истцом расчетным счетам превысил 360 млн рублей. Суд пришел к выводу, что в случае исполнения приставом своих обязанностей потерпевший бы получил требуемую сумму, тогда как теперь такая возможность утрачена. «Материалами дела подтверждается факт наступления вреда (возникновения убытков), его размер, противоправность действий (бездействия) государственных органов и причинно-следственная связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда», – заключил суд.
Сумму в размере 25,1 млн рублей Тринадцатый арбитражный апелляционный суд принял решение взыскать за счет казны Российской Федерации – именно бюджет несет финансовую ответственность за проступки федеральных ведомств и их должностных лиц.
Кто хочет стать миллионером?
Решение уже вступило в законную силу, но Управление ФССП по Санкт-Петербургу не признает спор завершенным и надеется подавать жалобы в вышестоящие инстанции. «В связи с этим считаем некорректным и преждевременным комментировать вопросы о причиненном федеральной казне ущербе и способах его взыскания», – заявили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе ведомства.
Сам виновник – г-н Шермолаев, по данным ФССП, продолжает нести службу в той же должности. В настоящее время он находится в отпуске. Эксперты сомневаются, что ему придется компенсировать причиненный государству ущерб. «Государство вправе предъявить иск о взыскании соответствующей суммы с самого судебного пристава в порядке регресса, но принятие такого решения зависит от волеизъявления должностных лиц. На практике такие иски предъявляются крайне редко, – убеждена Алена Гришкова из юридической компании Pen&Paper. – В действиях судебного пристава усматриваются также признаки состава преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного кодекса РФ («Халатность»). Но, по-моему убеждению, наиболее реально привлечение пристава к дисциплинарной ответственности, которая является самой безболезненной. Одновременно такое решение позволит руководству ФССП показать обеспокоенность выявленными нарушениями и незамедлительную реакцию на них», – говорит Алена Гришкова.
Кроме того, по ее мнению, в этом деле нельзя исключать и коррупционную составляющую. В ситуациях, когда взыскатель представляет данные о счетах должника, приставам остается только направить исполнительный лист в банк. И практика подсказывает, что деньги могли бы вернуть в кратчайшие сроки, если бы пристав был мотивирован в качественном и быстром исполнении своей работы.
Хотя по закону любой взыскатель может получить причитающиеся ему денежные средства и без обращения к судебным приставам – достаточно подать заявление и исполнительный лист в обслуживающий счет должника банк. Последний под угрозой строгих санкций должен в трехдневный срок провести списание и перевести указанную судом сумму взыскателю.
ООО «Торговый дом «Сигма», по словам его исполнительного директора Анны Андреевой, не могло использовать такой порядок. «Он позволяет направить исполнительный лист только в один банк, тогда как у нашего должника несколько счетов в разных кредитных организациях. Опыт показывает, что, получив инкассовое поручение, компания часто прекращает использование счета. Тогда как судебный пристав может производить одновременное взыскание с нескольких расчетных счетов», – поясняет Анна Андреева.
Два банкрота подряд
Сейчас в отношении ООО «Лидер СПб» возбуждено конкурсное производство. Общая кредиторская задолженность оценена судом в 30,6 млн рублей, более 80 процентов которых – долги перед ООО «Торговый дом «Сигма», отнесенные к третьей очереди. Еще одним кредитором выступает ТСЖ «Богатырский, 59, корпус 3», взыскивающее неустойку за некачественно построенный «Лидер Групп» многоквартирный дом.
Конкурсный управляющий Юлия Лукина убеждена, что государство, выплатившее спорную сумму взыскателю, займет его место кредитора. Алена Гришкова придерживается иного мнения. «В данном случае ООО «Торговый дом «Сигма» не переуступило право требования долга государству, поэтому Российская Федерация не становится кредитором проходящей процедуру банкротства компании», – убеждена юрист.
Правда, в любом случае получить что-либо вряд ли удастся. Арбитражному управляющему не удалось выявить формально числящееся у ООО «Лидер СПб» имущество, оцениваемое по балансу аж в 280 млн рублей. По словам Юлии Лукиной, сейчас активов нет – до банкротства они были переданы аффилированным структурам. Хотя инициировать вопрос признания соответствующих сделок недействительными пока не планируется. «Фиктивного банкротства временным управляющим установить не представилось возможным в связи с отсутствием необходимых документов», – отмечается в решении суда.
Стоит отметить, что застройщиками всех рекламируемых «Лидер Групп» домов являются самостоятельные ООО с мизерным или кооперативы вообще с нулевым капиталом. ООО «Лидер Групп» ни в одной из размещенных на компании проектных деклараций строящихся жилых домов даже не упоминается.