Российская почта, де-факто избавившись от конкурентов, выходит на рынок экспресс-доставки покупок из зарубежных интернет-магазинов. Эксклюзивным партнером монополиста стала популярная торговая площадка eBay. Эксперты надеются, что воспользоваться особыми преференциями смогут и другие участники рынка дистанционной торговли.
Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между ФГУП «Почта России» и американской компанией eBay Inc., подписанный в Москве в эту среду, 23 июля, предусматривает реализацию специального проекта ePacket. Благодаря ему почтовики надеются провести оптимизацию сроков доставки товаров, заказанных на eBay из-за границы. Исключительно с этой торговой площадкой почтовое ведомство намерено интегрировать информационную систему, обеспечивать доставку товаров внутри России и так далее.
По словам вице-президента eBay Венди Джонс, «Россия остается рынком номер один для дальнейшей географической экспансии компании». Ежедневно россияне заказывают на ее сайте около 90 тысяч товаров, но главной проблемой остаются сроки доставки.
Генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов обещает решить указанную партнером проблему. «Наша приоритетная задача – гарантировать соблюдение заявленных сроков доставки почтовых отправлений. Когда и магазин, и покупатель будут знать, что посылка будет доставлена в срок, доверие к почте, как к надежному партнеру, вернется», – заявил Страшнов на церемонии подписания меморандума.
Русский с китайцем – братья навек
Первой страной, с которой начнется активная работа в этом направлении, будет Китай. Предполагается, что общее время доставки посылки займет в среднем семь дней, в том числе сутки – от московского почтамта до жителей «белокаменной». Когда же покупка дойдет до покупателя в Санкт-Петербурге – в распространенных монополистом материалах не оговаривается.
Контрольный срок пересылки отправлений между столицами по действующим нормативам составляет всего два дня. Но до сих пор национальный почтовый оператор, мягко говоря, не отличался большой аккуратностью и педантичностью, что породило даже новый фольклор («не все еще потеряны», «письма должны быть долгожданными» и так далее). Проводимые Роскомнадзором проверки показывают, что между городами отправления в установленные контрольные сроки доставлялись всего лишь в половине случаев, а внутри Москвы в начале прошлого года своевременно обрабатывалось всего 3,5 процента корреспонденции. Также, по данным надзорного ведомства, с большими задержками доставляются экспресс-отправления «ЕМS-Russian Post» (подразделение ФГУП «Почта России»), причем доля своевременно обработанных посылок в последние годы снижается.
Мат в два хода
Иначе работают так называемые альтернативные операторы. Например, ЗАО «Армадилло Бизнес Посылка» и ООО «СПСР – Экспресс» с задержкой доставляли менее одного процента отправлений.
Однако еще в начале года такие конкуренты национального оператора были выдавлены с рынка доставки посылок из западных интернет-магазинов. Таможенное ведомство потребовало соблюдения ряда формальностей, которые перевозчики сочли невыполнимыми. Например, для таможенного оформления каждой посылки требовалось предоставить отдельную декларацию, оригинал банковской выписки о переводе денег за покупку, оригинал договора и даже копию паспорта покупателя. Тогда как ФГУП «Почта России», благодаря подписанному Дмитрием Медведевым распоряжению, освобождалось от всех этих формальностей.
Хотя президент Национальной Ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов убежден, что действия таможни не имеют существенного значения, так как доля экспресс-перевозчиков на рынке доставки товаров из интернет-магазинов частным получателям не превышает одного процента.
Один за всех
Теперь монополист решил воспользоваться полученными от государства преференциями. Правда, пока у самих потребителей выбор ограничен – они смогут покупать товары исключительно на eBay и верить в скорейшую доставку заказа, или в других интернет-магазинах даже без такой надежды.
Хотя эксперты полагают, что от подписанного меморандума выиграет не только американский партнер. «Соглашение должно упростить процесс взаимодействия с интернет-площадкой для всех участников, и мы искренне надеемся на успех этого предприятия. При этом вряд ли «Почта России» оказывала какие-то преференции eBay. Достигнутое соглашение – скорее знак для остальных участников рынка, что почта идет на диалог, и можно договариваться», – убежден Тимофей Путинцев, директор по развитию петербургской компании iConText.
По словам самого Дмитрия Страшнова, предприятие уже ведет переговоры по оптимизации доставки товаров с другими игроками рынка электронной коммерции. «Прямые контакты у почты с отправителями должны быть, – убежден Александр Иванов. – То, что ФГУП «Почта России» поворачивается лицом к компаниям – это очень хороший симптом. Уверен, что и другие интернет-площадки смогут наладить взаимоотношения с почтой на выгодных условиях».
Кроме того, по мнению экспертов, соглашение с eBay позволит ФГУП «Почта России» как минимум частично реализовать идею создания сортировочных центров за рубежом. Благодаря им можно будет внедрить процедуру так называемого «прямого мешка» – доставки посылки до конкретного отделения без повторной обработки.
Российские ретейлеры электроники неоднозначно оценивают заключенное между национальным почтовым оператором и компанией eBay соглашение. Так, по мнению президента сети «Евросеть» Александра Малиса, оно никак не отразится на рынке Интернет-торговли: «Срок доставки на пару недель меньше революции не сделает», – убежден он.
А вот в сети «Связной» убеждены в обратном: «Одна из сложностей, с которой предстоит справиться компаниям, станет скорость доставки товара. Покупатель, особенно такой продвинутый, как клиент eBay, очень требователен к срокам получения заказа с момента его оформления. Предоставление «Почтой России» своих услуг одному из игроков рынка не дает ему эксклюзивного конкурентного преимущества по сравнению с другими крупными компаниями, работающими в этом сегменте. Ведь у большинства известных участников рынка e-commerce очень четко отлажена логистика», – убеждены специалисты «Связного».
Справка:
В 2013 году россияне оформили в зарубежных Интернет-магазиной примерно 40 млн заказов на 100-130 млрд рублей. Около 60 процентов посылок было отправлено из Китая.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"