Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, не собирается «гадать» о намерениях правоохранительных органов на фоне новостей о возможном его отношении к громкому делу об убийстве. По его мнению, причиной такой активности в медиа может служить то, что губернатор Свердловской области «всё никак не успокоится». «Фонтанка» поговорила с Ройзманом и узнала, как криминал превращается в политику.
- Это когда вы там, из Питера, следите за ситуацией, вы, наверное, удивляетесь, что такое тут, в Екатеринбурге, происходит, а Москва это до сих пор не видит. На самом деле всё нормально, мы работаем, а по городу я пешком хожу и без охраны, — старается убедить Евгений Ройзман, местный мэр и экс-президент фонда «Город без наркотиков», который в момент звонка корреспондента «Фонтанки» вёл приём горожан в своём офисе.
Новость о том, что депутат городской думы Екатеринбурга Олег Кинёв якобы дал показания, из которых следует, что Ройзман может иметь отношение к делу об убийстве местной жительницы, появилась в ночь на пятницу, 25 июля. Об этом написала газета «Известия», ссылаясь на анонимные источники, близкие к следствию.
После избрания мэром Екатеринбурга, Ройзман отказался от мандата в городском парламенте в пользу ещё одного члена «Гражданской платформы» Олега Кинёва. Так, по версии московского издания, последний купил место в думе за 5 млн рублей, а расплатиться решил выручкой от трёхкомнатной квартиры, переписанной местной пенсионеркой на своего помощника. «Известия» пишут, что заняться 80-летней Ольгой Левадовской, что хотела отдать жилую площадь «Городу без наркотиков», Кинёву поручил лично Евгений Ройзман. Собственно, Левадовскую, которая искала у фонда помощи с переездом в Дом Ветеранов, недавно нашли расчленённой в болоте недалеко от Новоуральска. В свою очередь, по подозрению в организации убийства полиция задержала упомянутого депутата Гордумы Екатеринбурга.
По данным издания «Газета.Ру», незадолго до происшествия пенсионерка жаловалась главе города на кражу Кинёвым «квартирных» документов. Вскоре после того, как Левадовская перестала отвечать на звонки Ройзмана, он начал поиски местной жительницы и написал заявление в правоохранительные органы. Стоит отметить, что в настоящий момент мэр Екатеринбурга проходит по делу исключительно как заявитель.
— Иногда бывает впечатление, что «LifeNews» и «Известия» считают своих читателей за дебилов. Это тот самый случай. Показания, полученные от неустановленного силовика, какая-то информация, которую якобы предоставил Кинёв, дающий показания. Понятно, это несерьёзно. В Екатеринбурге такое не пролазит, здесь думающие люди», — делится своим мнением Евгений Ройзман.
Главе Екатеринбурга приходится повторять, что финансовых отношений у него с Кинёвым не было никогда. Однако «Московский комсомолец» ранее писал, что Ройзман якобы аргументировал отказ от депутатского мандата в пользу именно Кинёва тем, что нынешний мэр уральского города был «ему чем-то обязан». Надо сказать, 25 июля правоохранительные органы не связывались с Ройзманом и на допрос его не приглашали. Однако можно быть уверенным — те, кто «бережёт» жителей Свердловской области, следит за последними новостями. По крайней мере, это подтверждает местная полиция.
— Вы знакомы с этой публикацией? — обратился корреспондент «Фонтанки» в региональную пресс-службу ГУВД.
— Да, конечно, но в связи с ней мы ничего предпринимать не будем. Что касается источников по тому материалу, у меня нет версий, откуда они.
Кроме того, полиция не собирается «вывешивать анонсы» оперативно-розыскных мероприятий, связанных с мэром Екатеринбурга, как заявили в пресс-службе.
Между тем, Следственный комитет Свердловской области на днях провёл обыск в кабинете Ройзмана, пытаясь найти информацию об Олеге Кинёве. В СК «Фонтанке» подчеркнули, что появляющиеся по ходу дела публикации комментировать не собираются. По словам Александра Шульги из местного управления СК по взаимодействию со СМИ, «пока что больше информации не будет, мы её публикуем по порциям».
— Я не знаю, что у правоохранительных органов в голове. Чего я буду гадать? Вон, на заборе написано, ты же не разбираешь, кто написал и почему написал. Может, это всё вообще Арам Габриелянов (председатель совета директоров «Известий», — прим. «Фонтанки») придумал, так что вполне возможно, что и силовиков не было никаких, — думает Ройзман.
Утром пятницы мэр Екатеринбурга предложил через «Znak.com» пройти Кинёву и ему самому через детектор лжи. О реакции на это следователей или депутата пока не сообщалось. Тем не менее, в разговоре с «Фонтанкой» Ройзман добавил, что «обязательно попросил бы» Арама Габриелянова также поучаствовать в этой процедуре.
Между тем, в среде соратников Ройзмана по «Гражданской платформе» царит солидарность в отношении этого уголовного дела. Например, Максим Резник, депутат Заксобрания Петербурга, выразил сомнения в достоверности сегодняшней публикации: «Ужас какой, вранье абсолютное, я уверен».
— Скоро год, как были скомканы планы его оппонентов на Урале, в частности, нынешнего губернатора, который был давним недоброжелателем Евгения, поэтому это выглядит, как попытка взять реванш. С моей точки зрения, обвинения в адрес Ройзмана абсурдны. К примеру, если бы вы проконсультировались в местном горизбиркоме, вы бы узнали, что от депутата не зависит, кому он передаёт мандат. Это не кулёк с семечками, а вопрос мандата решается даже не лидером партии, а в избиркоме, — прокомментировал ситуацию депутат калининградской Облдумы Соломон Гинзбург.
Ройзман также предполагает, что губернатор Свердловской области Евгений Куйбышев «всё никак не может успокоиться». «У них вот целое совещание, какие-то пиарщики из Москвы приехали. Они говорят, что если мы его сейчас не добьём, мы его не добьём никогда. Пусть решают свои задачи, вот, им какой подарок», — считает глава города.
Сегодня же, 25 июля, оказалось, что ближайшему окружению Ройзмана не удаётся в полной мере выстоять в столь напряжённой обстановке — уход с поста главы аппарата гордумы Екатеринбурга Георгий Бурмистров объяснил невозможностью работать в условиях такого давления. Правда сам отставник, ближайший соратник главы города, в заявлении указал, что покидает должность «по семейным обстоятельствам».
— Он просто подустал. К тому моменту, как он пришёл, были вызовы туда, вызовы сюда. То уголовное дело, то какие-то представления, допросы, ещё что-то. Работать не дают никому, — прокомментировал отставку Бурмистрова Евгений Ройзман.
Сергей Звезда, для «Фонтанка.ру»