Один из предрассудков отечественных жертвователей связан с размером пожертвования. Суммы, потребные для оплаты лечения от рака, так велики, что пятьдесят или сто рублей выглядят на их фоне совершенно беспомощными. И даже если человек сочувственно относится к идее помощи, он считает несолидным и не очень приличным жертвовать сто рублей, больше выделить из семейного бюджета не в состоянии и поэтому не жертвует ничего. Это заблуждение самое обидное: именно небольшие пожертвования большого количества людей и есть главный фундамент благотворительности, прочнее которого нет.
До революции массовые копеечные пожертвования были делом обычным и не нуждавшимся в обосновании или оправдании. Каждый вносил лепту по силам: купец строил приходское училище, чиновники средней руки и их жены устраивали благотворительный вечер, на котором собирали средства на оплату обучения одному сироте, а копеечки в церковную кружку складывали те, кто больше копеечки пожертвовать не мог. Богатые, средние и бедные были и тогда, только никто не считал, что помогать бедным и больным должны только государство или миллионеры, и не сомневался в том, что от копеечек тоже будет толк.
В современном мире философия массовых сборов получила название краудфандинга – если буквально переводить это слово с английского языка, то получится что-то вроде «финансирования толпой», то, что раньше называлось «всем миром». В Европе и Америке сейчас настоящий бум краудфандинга, создано множество специальных площадок в Интернете, где любой желающий может представить свой проект, а другие желающие голосуют за этот проект своими деньгами. Считается, что начало этой моде положила история с сериалом «Вероника Марс», которую снимала студия Warner brothers. Тогда любители сериала не согласились с тем, что студия его закрыла (дело было в 2004 году), и собрали деньги на продолжение. Сейчас на краудфандинговых платформах каких только проектов не встретишь! Деньги собирают на театральные постановки и на записи альбомов, на снабжение африканских деревень питьевой водой и научные исследования.
В России самые известные краудфандинговые платформы – это Планета.ру и Бумстартер. Но большинство благотворительных фондов использовали этот принцип с самого начала своего существования. По сути дела, каждый обратившийся за помощью, будь то человек или больница, – это тоже своего рода краудфандинговый проект. Задача фонда – заинтересовать в этом проекте как можно больше людей, объединить тех, кто хочет, чтобы эти пациенты вылечились. Если фонд зависит только от нескольких богатых людей, он может обанкротиться вместе с ними. А вот если вокруг проблемы удается объединить десятки тысяч людей, – она гарантированно будет решена. Несколько лет назад волонтеры фонда AdVita придумали слоган: «Если ты думаешь, что твои сто рублей не помогут, подумай о том, сколько людей считает так же».
Но как только человек понимает, что его сто рублей имеют значение, возникает следующий вопрос: тащиться из-за ста рублей в банк и стоять там в очереди не хочется никому, на это горожанину очень трудно выкроить время и силы. Именно поэтому каждый фонд очень старается сделать процесс пожертвования удобным. Сейчас пожертвовать деньги в фонд AdVita можно пятьюдесятью двумя разными способами.
Можно пожертвовать деньги с банковской карты прямо в интернете, напрямую или через PayPal. Если вы сделаете это через Сбербанк, то AdVita есть в выпадающем меню в интернет-сервисе и в банкоматах: вам даже не придется заполнять реквизиты, и процента с вас не возьмут. Если неподалеку от вас есть офис банка «Открытие», то в них есть специальные синие квитанции нашего фонда: они уже заполнены, туда нужно вписать только сумму и имя пациента, если вы хотите помочь адресно. Такие же специальные квитанции есть и в большинстве пунктов Петроэлектросбыта – только красного цвета.
Можно пожертвовать деньги через яндекс или вебмани, терминалы Уникассы, Киви или отправив смс. Можно положить деньги в ящик для пожертвования – к примеру, в кафе «Теремок» или на спектаклях и концертах: адвитовские волонтеры проводят около шестисот акций по сбору пожертвований в год. Можно купить благотворительный сувенир в нашем интернет-магазине.
Стоит один раз зайти на сайт фонда, посмотреть все способы перевода денег и выбрать самый удобный. Многие жертвователи просто пишут поручение в свой банк, и небольшая сумма списывается с их счета автоматически каждый месяц. Плановые деньги – важнейшая часть благотворительной экономики: когда лекарства заказываешь заранее, а не экстренно, можно договориться о выгодных ценах, можно заранее сообщить врачам и пациентам, на что они могут рассчитывать, чтобы одни спокойно лечили, а другие – лечились. Заменить импульсивную эмоциональную реакцию спокойной эффективной профессиональной работой и есть главная задача благотворительных фондов.
Обычно фонды собирают деньги, обращаясь к людям через средства массовой информации, устанавливая в публичных местах ящики для пожертвований и рассылая письма по организациям. Но есть и другой способ: когда благотворительный взнос включен в стоимость товара, который вы покупаете. Это давняя и почтенная традиции.
К примеру, в начале двадцатого века в Российской империи действовала Община Святой Евгении, которая входила в Российский Красный крест и собирала средства на поддержку сестер милосердия. Общине покровительствовала внучка Николая I Евгения Максимилиановна, принцесса Ольденбургская. Именно она и предложила начать выпускать почтовые конверты и открытые письма (в просторечии открытки), а доход отправлять в специальный благотворительный фонд. Первый тираж благотворительных открыток выпустили в 1898 году к Пасхе, и они разошлись мгновенно. Свои картины для публикации передавали самые модные живописцы – от Репина до мирискусников, поэты разрешали публиковать свои портреты – так появилась открытка с портретом молодой Ахматовой, например. Кроме того, императорская фамилия предоставила для публикации свои фотографии, а свой административный ресурс направила на то, чтобы благотворительные открытки продавались везде, где только можно, например, на вокзалах. Всего община Святой Евгении выпустила около шести с половиной тысяч наименований открыток общим числом более тридцати миллионов экземпляров. В 1920-ом году советское правительство всю эту деятельность ликвидировало: и издание благотворительных сувениров, и сестер милосердия, и Красный крест.
Но если в Советском Союзе все прервалось, то на Западе все разрослось. Сейчас предпринимательская деятельность благотворительных организаций – вещь обычная: к примеру, лондонский детский хоспис существует на доход от четырех собственных благотворительных магазинов. В России AdVita была одним из первых, если не первым, благотворительным фондом, который начал использовать благотворительные сувениры для сбора денег.
Началось все в 2008-ом году с новогодней ярмарки, устроенной петербургским филокартистом Виталием Третьяковым. Дело в том, что с детьми, которые лечатся от рака, всегда много рисовали волонтеры-художники. По лучшим рисункам были выпущены открытки, которые всех просто потрясли – столько в них было таланта и радости. Продавать их мы не имели права, но могли дарить жертвователям, которые положили деньги в ящик. У входа на ярмарку стоял наш волонтер, который махал руками в сторону нашего стенда и приговаривал: «Десять рублей – и вы добрый человек!» Через несколько часов так говорила вся ярмарка, и все мастера отправляли своих покупателей за нашими открытками. Успех воодушевил всех. Детям было приятно, что их рисунки понравились, они с восторгом рассматривали авторские экземпляры и расспрашивали, что же говорили посетители ярмарки об их художественных талантах. Жертвователям было приятно, потому что они получили благодарность от самих детей, которым помогли, и обаяние детских рисунков было по-настоящему праздничным. Волонтерам было приятно, что удалось собрать денег на лекарства больше, чем обычно.
Сейчас фонд выпустил уже несколько сотен тысяч открыток, они продаются в «Буквоеде», на почте и в «Доме книги». Более того, по детским рисункам выпускаются магниты, блокноты, футболки, сумки, калейдоскопы, кормушки для птиц, календари, кружки и многое другое. Два года назад мы отремонтировали разрушенный цех бывшей фабрики «Светоч», и теперь по адресу Большая Пушкарская, дом 10, работает наш благотворительный магазин – ежедневно, с двенадцати до восьми, без выходных. А неделю назад появилась его интернет-версия с по всей стране. Наберите в поисковике «Помогать легко», купите календарь, кружку или футболку, и фонду удастся купить больше лекарств для подопечных. И, наконец, самая главная летняя новость: теперь у АдВиты, а также дружественных фондов «Ночлежка» и «Антон тут рядом» есть постоянный стенд в Книжном квартале на Малой Конюшенной. Книжный квартал – проект Открытой библиотеки: в самом центре города известные книжные магазины продают свои книги. Приходите на Малую Конюшенную за книгами и благотворительными сувенирами! Мы ждем вас каждый день с 11 утра до 11 вечера.
Елена Грачева, координатор проектов благотворительного фонда AdVita ("Ради жизни")