Вот уже полгода половина Московского парка Победы остается без формального хозяина. Участок вокруг станции метро и популярных у горожан прудов официально не сдан в эксплуатацию после капремонта стоимостью 640 млн рублей. Подрядчик, компания «Возрождение», кивает на заказчика – комитет по благоустройству. Чиновники, в свою очередь, во всем винят подрядчика. Горы мусора растут, траву косить некому.
Несколько лет известная дорожная компания «Возрождение» занималась капитальным ремонтом одного из самых популярных парков Петербурга – Московского парка Победы. Стоимость контракта, заключенного с Центром комплексного благоустройства Смольного, составила около 640 млн рублей. Согласно договору, последнюю, четвертую очередь объекта подрядчик должен был сдать в конце 2013 года. Речь идет о крупном участке парка площадью в 37 га, ограниченном Московским проспектом, Бассейной улицей, проспектом Юрия Гагарина и Главной аллей, на которой расположенные бюсты Героев Советского Союза.
Именно в этой части парка, как правило, и отдыхают петербуржцы: здесь расположены станция метро «Парк Победы» и большинство прудов. Однако, как выяснила «Фонтанка», уже более полугода у нее фактически нет хозяина, который отвечал бы за состояние газонов, вывоз мусора и чистку прудов. Формально эта зона находится в ведении ГУП «Московский парк Победы», который подчиняется комитету по благоустройству. Однако для того, чтобы предприятие официально приступило к выполнению своих функций, Смольный должен принять четвертую очередь объекта в эксплуатацию после капитального ремонта.
Как говорят в комитете, приемка не состоялась, так как у чиновников есть претензии к работам, выполненным «Возрождением». В частности, претензии касаются состояния ливневой канализации, газонов, дорожек, а также качества берегоукрепления прудов. До того, как они будут устранены, за состояние 37 га парка из 66 га отвечает подрядчик. Если же стрижкой газонов и вывозом мусора на этой территории будет заниматься ГУП «Московский парк Победы», то это будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Однако, по утверждению представителей комитета, «Возрождение» не только не устраняет недоделки, но и не занимается содержанием своей части парка. Такая ситуация длилась до конца июля, когда ГУП «Московский парк Победы» все же провел однократную комплексную уборку той самой южной зоны в 37 га. При этом к работам были привлечены работники других садово-парковых предприятий, а также администрация Московского района, которая направила волонтеров из молодежных организаций. Версий, почему уборка все же состоялась, собеседники «Фонтанки» в различных ведомствах высказывают несколько: то ли горы мусора уже достигли критической отметки, то ли намечался приезд врио губернатора Георгия Полтавченко.
Как бы то ни было, но 37 га привели в порядок. Однако формального хозяина у этой части парка по-прежнему нет. 1 августа Центр комплексного благоустройства направил иск в Арбитражный суд Петербурга с требованием заставить «Возрождение» заниматься содержанием парка до его сдачи в эксплуатацию, однако подобные процессы тянутся минимум полгода-год. Отметим, что в 2014 году на уборку оставшихся 29 га ГУП «Московский парк Победы» получит около 20 млн рублей.
У «Возрождения» – своя версия этой истории. В компании говорят, что осенью заказчик подписал все акты сдачи-приемки, приняв работу, и открыл парк для посетителей, но ряд работ, предусмотренных контрактом, например стрижку газонов, перенес на весну, так как их нельзя было выполнить из-за наступления зимы. «По настоятельной просьбе заказчика мы заключили договор с ГУП "Московский парк Победы" на выполнение этих работ весной. Перечислили аванс 50%. Но работы так и не выполнены, а парк эксплуатируется с осени. Мы – строители, и содержать построенный объект не обязаны, для этого есть специальные организации», – говорят в компании, недоумевая, почему подрядчик должен отвечать за содержание парка, который официально чиновниками не сдан в эксплуатацию.
Отметим, что Московский парк Победы – далеко не единственный объект в городе, который уже давно используется по назначению, но по бумагам так и не сдан в эксплуатацию. В начале 2013 года Смольный сообщил, что общая стоимость подобных объектов составляет 50 млрд рублей, а в их число входили такие известные проекты, как тоннель под Литейным мостом или городской участок трассы М20. У этой проблемы были две основные причины: во-первых, это практика строить объекты не по проекту, а во-вторых – строительство развязок велось в условиях, когда государство еще не изъяло все земельные участки под ними. Последние полтора года чиновники занимаются процессом по вводу таких объектов в эксплуатацию, однако, к примеру, за городской участок М20 по-прежнему отвечает подрядчик – все то же «Возрождение». Для уборки таких магистралей от снега и грязи Смольный выделяет деньги по специальной статье. Похоже, теперь к ним добавится еще одна: «содержание парков, не сданных в эксплуатацию».
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру