Через неделю после запрета России ввозить отдельные виды продуктов из «неблагонадежных» стран в магазинах Петербурга начали заканчиваться импортные продукты. Корреспонденты «Фонтанки» сходили в «Призму», «К-Руоку», «Метро» и «Лэнд». Кое-где уже нет норвежской рыбы, финских и эстонских молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов. Некоторые товары — последние на полках. В магазинах ширится количество товаров отечественного производителя.
Спустя неделю после того, как власти запретили ввоз в Россию отдельных видов продуктов из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, «Фонтанка» прошлась по петербургским гипермаркетам с большой долей импортных товаров. Некоторые из них — рыба, мясо, молочные продукты — уже закончились, многие продукты на прилавках — последние. А иностранных продуктов, хранящихся на складах, хватит ненадолго. В некоторых магазинах пропорционально снижению доли импортных продуктов приступили к расширению товаров отечественного производителя.
Пейте, дети, молоко
Во всех магазинах, где побывала «Фонтанка», больше всего разбирают продукцию финской компании «Валио». Ее сыры и масла были в питерских универсамах еще в советское время. Возможно, в этом причина, что к этой компании у горожан теплое, ностальгическое отношение. В гипермаркете «Призма» на Выборгском шоссе мужчина набрал 11 брикетов масла «Валио».
— Зачем вам столько?
— Очень вкусное.
— А почему берете маленькими брикетами, а не по 500 г?
— А вы посчитайте, так выходит дешевле.
«Ажиотаж начался в прошлый четверг, — рассказывают в молочном отделе «Призмы». — Больше всего берут «Валио», причем стали брать даже такие товары, к которым раньше вообще не притрагивались. Сыр под маркой «Вой», например. Забирают пачками. Вообще финские сыры скоро закончатся. Осталось только то, что на прилавках, и немного на складе».
Продукты «Валио», поставлявшиеся с заводов Финляндии и Эстонии, вскоре исчезнут с прилавков, останутся лишь товары, выпущенные на заводах «Валио» в Ершово Московской области и в Гатчине Ленинградской.
«Естественно, двух заводов не хватит. Будем чем-то компенсировать», — говорят в «Призме».
Пустуют полки, где еще недавно был сыр «Ярлсберг» из Норвегии (хотя ценники еще висят), латвийские десерты и молочные кремы «Карумс», эстонская сметана «Тэре», полупустые — полки со сливками «Валио».
В гипермаркете «Метро кэш энд керри» на проспекте Косыгина, где в основном закупаются мелким оптом, пустуют полки с латвийской сметаной «Балтайс», отсутствуют муссы швейцарской фирмы «Нестле» (у нее, кстати, в России 11 заводов), нет 79-процентного 500-граммового масла «Валио» (зато еще есть 82-процентное).
В «Метро» отсутствует итальянский сыр «Пармеджано Риджано» (то есть пармезан), литовский «Роксбург», французский «Рокфор Арженталь», австрийский «Австрия блю». Йогуртов «Ландлибе» осталось три штуки. Несколько штук осталось латвийского 20-процентного йогурта «Балтайс», отсутствует йогурт «Гефилус» («Валио»).
В финском гипермаркете «К-Руока» на Пискаревском проспекте рассказали, что народ активно раскупает сыры «Альтерманн» и плавленые сырки «Виола» («Валио»). «Вот сыр «Пиркка» последний остался. Продадим с прилавков, больше его нет, даже на складе», — говорит сотрудница. Пока в достатке можно наблюдать в «К-Руоке» и продукцию «Свали», и «Вилви», есть литовский сыр «Рокишкио», британский «Кафедрал», голландский «Маасдам».
«Скоро их не станет. «Свялю» уже перестали поставлять», — говорят в «Метро».
В гипермаркете «Лэнд» на Выборгском шоссе говорят, что понемногу увеличивают поставки российской молочной продукции, пропорционально снижению доли импортной. «Вот мы специально таблички повесили: «фермерская продукция», чтоб народ знал, что это – наше».
Здесь рыбы нет
В «Призме» нет ни охлажденной норвежской форели, ни семги из Норвегии. Остался только лосось. Вместо них — рыба из Карелии (Кондопожский район) и Мурманска. «Раньше норвежскую рыбу стейками брали, а теперь — рыбинами и сразу по несколько штук. Все скупили», — говорят в рыбном отделе.
В «Метро» еще осталась норвежская форель.
«Последняя лежит, на складе больше нет. Берите, пока есть. Лосось норвежский уже закончился. Заменяем рыбой из Мурманска и Владивостока. Пусть ребята там работают», — говорят в отделе.
Сидят, впрочем, в аквариуме живые угрюмые лобстеры из США. Лежат во льду большие французские креветки. Но кому они нужны — 2400 рублей за килограмм.
В «Лэнде» закончились французские креветки, устрицы и лобстеры. Завотделом говорит, что пока есть семга, лосось и форель из Норвегии, но когда закончится — не знает. «Ажиотажа никакого не наблюдала, у нас все спокойно». Другая сотрудница оказалась более откровенной, дав понять, что норвежской рыбы скоро не станет и у них.
Пора копать картошку
В «Лэнде» пока еще есть голландская морковь, голландский перец, авокадо из Испании, но они заканчиваются, говорят в отделе: «Некоторые французские овощи уже пропали».
«Активнее стали заказывать сербские яблоки, краснодарские, кабачки. Огурцы краснодарские. Вон специальный уголок наших овощей. Он и раньше стоял, но не был насыщен таким количеством российских продуктов. Овощи и фрукты активнее начнем брать из Белоруссии и Тверской области», — делятся планами в магазине.
Все меньше в «Лэнде» ягод. Голландской малины осталось совсем чуть-чуть — заканчивается.
В «Метро» пока еще много великобританского лимона, а вот испанских нектаринов уже нет. Почему-то пустует полка с ананасами из Коста-Рики, хотя страна не входит в число запрещенных.
Иностранного мяса в наших магазинах изначально было немного, как и мясных продуктов. В «Призме», например, признались, что была говядина из Дании, но теперь ее нет. В «Метро» есть элитный колбасный отдел, в котором некоторые импортные товары (например, свиная ножка «Беретта» из Италии) разложены по трем-четырем лоткам. Кажется, часть мясных товаров уже закончилась, и сотрудники магазина заполняют опустевшие места, распределяя один товар по нескольким лоткам. Сохранились ценники, но закончился окорок «Беретта», испанский хамон серрано «Телло» (разновидность свинины).
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»