«Побуждение к действию» против гомосексуалистов ненаказуемо. Петербургский следователь на основании исследования, проведенного в Педагогическом университете имени Герцена, выяснил, что лица гомосексуальной ориентации — неоднозначная социальная группа, а значит, в «метафоре» депутата Милонова, готового, как русский человек, «кому-то на гей-параде пня дать», нет ничего плохого.
Активисту ЛГБТ-движения Дмитрию Чижевскому выбили глаз из пневматического пистолета 2 октября 2013 года на закрытой встрече в помещении клуба «ЛаСкай» на Фонтанке. Чижевский счел, что его инвалидность – «на совести Милонова… и прочих политиков». Милонов, которого корреспондент «Фонтанки» попросил прокомментировать это заявление, объяснил, что вины он за собой не видит, попутно высказав свою точку зрения на ЛГБТ, их место в мире и образно охарактеризовав представителей гей-сообщества.
Далее в его высказываниях разбирались эксперты-лингвисты и Следственный комитет. На то, чтобы понять, есть ли в словах народного избранника криминал, ушло полгода, и в августе следователь сделал вывод: никаких оснований возбуждать уголовное дело по признакам наличия экстремизма нет. Потому что, во-первых, гомосексуалисты не являются социальной группой. Во-вторых, Виталий Милонов, согласившись ответить на вопросы журналиста, «не мог предполагать, что высказывания, признанные в ходе исследования направленными на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение человеческого достоинства, будут впоследствии дословно процитированы в средствах массовой информации».
Заявление от членов «Альянса гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ» Натальи Цымбаловой и Анны Пруцковой поступили в СК и прокуратуру в декабре 2013 года. В январе 2014 года было получено заключение социогуманитарного исследования текста статьи «ЛГБТ готовятся к защите» с выводом: «Словесные и иные средства, использованные в представленных материалах — высказываниях Милонова В. В... выражают унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении представителей определенной социальной группы и специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик по отношению к данной социальной группе».
Но уже 24 марта в распоряжении следователя оказалось социологическое исследование, исключающее возбуждение уголовного дела. Доцент кафедры социологии РГПУ имени Герцена Владимир Косицын заключил, что гомосексуалисты — не социальная группа. Точнее, это неоднозначно. Дословно: «Люди с гомосексуальной половой ориентацией являются группой, однако их нельзя однозначно определить как группу социальную». Раз так, то словесные средства, используемые депутатом Милоновым, «не выражают унизительных характеристик и негативных установок в отношении какой-либо социальной группы или отдельных лиц как её представителей», равно как не содержат информации, побуждающей к действиям против социальной группы.
Кроме того, Виталий Милонов, по словам самого народного избранника, не предполагал, что журналист, представившийся журналистом и попросивший прокомментировать заявление Чижевского, мог использовать ответы Милонова в публикации. Беседа, по мнению депутата, «носила явно провокационный характер», корреспондент, «задавая провокационные вопросы, пытался спровоцировать его на заявление, что он считает допустимым нанесение телесных повреждений лицам нетрадиционной сексуальной ориентации». Данное утверждение, если не предполагать наличие у депутатов ЗакСа экстрасенсорных способностей, кажется спорным, но следователя удовлетворило.
Фразы «эти извращенцы», «притон для гомосексуалистов», «они выходят на марши против нормального общества» и им подобные хотя и принадлежат ему, но вырваны из контекста, а при системном толковании не направлены на унижение чьей-либо чести и достоинства, заверил Милонов следователя.
Как можно «системно истолковать», например, фразу «это не права человека, это права больных и извращенцев» так, чтобы она никого не оскорбила, журналисту, в отличие от следователя, понять не удалось.
Впрочем, делая вывод, что в действиях Виталия Милонова не содержится признаков преступления, предусмотренных частью первой статьи 282 УК России, следователь решил не привлекать Наталью Цымбалову и Анну Пруцкову к ответственности за заведомо ложный донос: «Они могли объективно заблуждаться».
Представляется, что теперь, когда из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела точно известно, что гомосексуалисты не являются социальной группой, за жалобы на призывы к насилию в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации можно и ответить.
Наталья Цымбалова недоумевает: «Я могу понять это постановление только так, что теперь любой может безнаказанно оскорблять представителей ЛГБТ-сообщества и даже призывать к насилию в отношении геев и лесбиянок. Если ЛГБТ — не социальная группа, значит, можно. Разумеется, мы будем обжаловать это постановление, несмотря на все препоны, которые нам ставит следователь, отказывая в ознакомлении с материалами проверки».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»