Этническую коммерцию в Петербурге подточил арест трех уроженцев Азербайджана. Подпольная фабрика по поставке рабочей силы на объекты общепита производительностью 200 человек в месяц прекратила деятельность. ФСБ ищет «крота» в ФМС. Идея распродажи гражданства РФ через Крым осталась нереализованной.
Следственная служба УФСБ по Петербургу и Ленобласти расследует уголовное дело о незаконной миграции. Невский суд арестовал 44-летнего Азера Мамедова, 55-летнего Илгара Гулиева и 45-летнего Эльчина Шукурова. Они уроженцы Азербайджана, двое успели получить гражданство России. Пользовались, говорят, весом в диаспоре. ФСБ считает, что обвиняемые нелегально поставляли трудящихся иностранцев своим землякам.
По информации «Фонтанки», подпольный рынок рабочей силы работал в Петербурге порядка десяти лет. Массовку составляли мигранты из азиатских республик бывшего СССР. Пробыв в городе без трудоустройства больше 90 суток, они автоматически становились нелегалами и кандидатами на выдворение. Им предлагали альтернативу и давали адрес гостиницы в Невском районе, по соседству с Невской мануфактурой и сквером Текстильщиков.
В небольшом трехэтажном отеле из желтого кирпича мигрантов регистрировали. Даже при всем желании он не может физически вместить всех, кто получал документы с адресным штампиком. Счет иностранцев, по данным издания, идет на сотни.
Мнимое заселение в «резиновую» гостиницу и фиктивное разрешение на работу обходились мигранту в 8 тысяч рублей. Охотников избежать выдворения за эту небольшую сумму было много, около 200 в месяц. По словам очевидцев, даже во время оперативно-следственных действий ФСБ в отель приходили иностранцы. Вместо приветливой осведомленной администраторши с литовскими корнями были встречены не меньше знающими бойцами спецназа.
Полиграфическое и копировальное оборудование для производства миграционных документов чекисты изъяли по месту жительства Шукурова. Он гражданин Азербайджана, вид на жительство ему выдали в УФМС в ноябре 2013 года, хотя его петербургская биография начинается как минимум с начала 2000-х. В 2001 и 2002 годах Шукурова привлекали к административной ответственности за нарушение правил пребывания.
При обысках также нашли печати госучреждений в большом количестве, миграционные бланки, паспорта иностранцев.
Схема, как говорят, работала под заказ. Изъятая бухгалтерия намекает, что иностранцы поступали в распоряжение бизнесменов-выходцев из Азербайджана, контролирующих предприятия общепита. По логике, не исключены оперативные мероприятия и в отношении них, так как работодатели тоже несут ответственность за привлечение нелегалов к труду.
Побывали чекисты и в кафе «Старые друзья» на улице Шотмана Невского района. Обвиняемых часто видели там вместе.
Из-за ареста Мамедова, Гулиева и Шукурова «зависло» оформление десятков мигрантов. Их паспорта, сначала отданные работодателям, а потом переданные для трудоустройства, лежат теперь в следственных кабинетах на Литейном.
«Вряд ли они пойдут в ФСБ с признанием об оплате заведомо незаконной регистрации и просьбой вернуть документы, а скорее заявят об их утере», – предположил собеседник в УФМС.
По миграционной службе, вполне вероятно, расследование тоже ударит. По информации «Фонтанки», гостиничные постояльцы с документами, отпечатанными на изъятом оборудовании, чудесным образом попадали в базу регистрационного учета работающих иностранцев. ФСБ, может быть, в чудо не поверит, а скорее предположит, что в штате УФМС по Петербургу и Ленобласти есть сотрудник или сотрудники, которые вносили нелегалов в базу. Во всяком случае, другой версии, почему при проверке подлинности разрешения на работу через интернет-сервис УФМС по фамилии, номеру и серии выскакивают данные о «клиентах» арестованных фигурантов, пока нет.
Бизнес по поставке нелегальных мигрантов петербургскому общепиту приносил не космические, но – деньги. Оборот по меньшей мере мог составлять 1,5 млн рублей в месяц. Однако, по некоторым данным, осталась нереализованной идея более дерзкая. Якобы арестанты планировали торговлю российским гражданством через государственные подразделения в Крыму. По слухам, иностранец мог приехать в новую республику и, заплатив 300 тысяч рублей, получить украинские документы. Затем – конвертировать их в гражданство РФ по упрощенной схеме.
В УФСБ по Петербургу и Ленобласти звонок корреспондента «Фонтанки» встретили прохладно. Скупо подтвердили серию обысков на этой неделе, возбужденное уголовное дело и предъявление Мамедову, Гулиеву и Шукурову обвинения. На вопрос о Крыме ответили типично: «Без комментариев».
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»