Вечером 3 сентября около 200 возмущенных жителей Васильевского острова совместно с представителями «Яблока» митинговали против «строительства съезда с ЗСД на Адмиральский проезд», по их мнению не предназначенный для большого потока машин. Мероприятие превратилось в акцию ненависти к власти, с политическими речами и раздачей партийных листовок. Пожилое население встречало ни в чем не повинного замдиректора «ЗСД» желанием «посадить его на кол». Представители Смольного, держась в стороне от балагана, рассказали «Фонтанке», что в 2016 году откроют и съезд с ЗСД, и пустят «рабочее движение» по участку набережной Макарова. Так что народные волнения беспочвенны, считают они.
Вечером 3 августа на углу Морской набережной и Адмиральского проезда собралось около 200 местных жителей митинговать «против строительства съезда с ЗСД на Адмиральский проезд». В конце июля 2014 года врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко официально признал, что съезд с центрального участка ЗСД на продолжение набережной Макарова, куда на самом деле он будет выходить, планируется открыть весной 2016 года, а само продолжение набережной — только в 2018 году.
«Да, первое время (после открытия) будут определенные сложности. Я считаю, что это нормально. Были бы деньги, делали бы все и сразу», — говорил он корреспонденту «Фонтанки». Таким образом, градоначальник признал, что около двух лет полноценного съезда с ЗСД на Васильевский остров не будет. А ранее планировавшиеся съезды на Шкиперский проток и Мичманскую улицу исключили из планов. В результате набережная Макарова осталась единственным местом Васильевского острова, который соединят с Западным скоростным диаметром.
Адмиральский проезд — узкая улица, соединяющая Морскую набережную и карман, идущий вдоль улицы Кораблестроителей. Посередине — разделительная полоса с газоном и деревьями. В каждом направлении по два ряда, где правый всегда занят припаркованными автомобилями. Местные жители опасаются, что машины с ЗСД будут направляться в том числе на Адмиральский проезд.
Митинг организовывали, как ни странно, не местные жители, а представители партии «Яблоко». Формальный организатор — молодой «яблочник» Владимир Силантьев, который в преддверии муниципальных выборов является к тому же кандидатом в депутаты муниципальных округов «Остров декабристов» и «Морской». С его слов, он живет в доме 44, корпус 2, по Адмиральскому проезду, так что проблема волнует его прежде всего как местного жителя. Митинг он созвал, «чтобы привлечь внимание врио губернатора к проблеме».
На митинг пришли около 200 возмущенных граждан. Стояли с плакатами и ругали власть, которая «безразлична к проблемам простого народа». Много пожилых. Первыми выступающими стали «яблочники». Тезисы стандартные, «зажигательные» для подобных случаев — «бесконечные пробки под окнами жителей», «запах гари и отработанного топлива», «под угрозой безопасность детей», «окна придется держать закрытыми из-за шума» и так далее. Местные относились к «яблочникам» скептически, сомневаясь в природе их интереса.
Сергей Михайличенко
Депутат Заксобрания Борис Вишневский рассказал жителям, что живет на Васильевском острове 20 лет, поэтому на себе ощущает транспортные проблемы этого района:
— Мы уже второй день ездим на такси в школу на Петроградке и испытываем на себе жуткие пробки…
— На такси? — сказала женщина в толпе. — Хорошо живет.
— Я получил ответ Георгия Полтавченко на свой запрос, и в нем говорится: в 2015 году станцию метро «Василеостровская» закроют на ремонт, плюс закроют половину Тучкова моста, не говоря уже о том, что на углу Большого проспекта и Косой линии начнут строить станцию «Горный институт». Теперь я понимаю, что для того, чтобы выбраться с Васильевского острова, нужен будет только вертолет! Или можно будет вплавь по Неве, или зимой по льду. Я просил губернатора реализовать эти объекты поочередно. Но он ответил: нельзя, ничего нельзя! Есть проекты, контракты и так далее! Говорится о планах по созданию каких-то выделенных полос для общественного транспорта. А весь остальной транспорт поедет по одной оставшейся полосе на Васильевском острове!
— Правильно, правильно!
Затем публике представили заместителя технического директора ОАО «Западный скоростной диаметр» Евгения Гусарова. Очевидно взволнованный, он вышел в центр митинга, окруженный приветственным словом:
— Сюда его давай!
— На кол его!
Пропустив мимо ушей призывы к насилию, он озвучил позицию «ЗСД».
— Что касается Адмиральского проезда, ничего сказать не могу. Граница наших работ заканчивается в 500 м отсюда, на перспективном продолжении набережной Макарова, в створе перекрестка, где мы находимся. Съезд планируется на набережную, которая будет вон там, — показал он на север. — Дальнейшее подключение съезда — ведение города.
— Евгений Евгеньевич! А почему все то, что вы говорите, не вяжется с утвержденной схемой, которая лежит в районной администрации?
— Я могу показать проект, — достал он чертежи. — Никакого съезда на Адмиральский проезд не планируется. Съезд будет только на набережную.
Что за схема лежит в администрации, неизвестно. Однако из письма и. о. главы Василеостровского района Андрея Калашникова следует, что «планировочным решением не предусматривается организация временных или направленных съездов с ЗСД на Адмиральский проезд. Проектируемое примыкание набережной Макарова к Морской набережной в створе Адмиральского проезда будет использоваться только для местных корреспонденций и для обеспечения возможности выезда на набережную Макарова из прилегающих кварталов северо-восточной части Васильевского острова. Стратегического подключения ЗСД к Адмиральскому проезду с пропуском транзитного транспорта не предусматривается».
Вслед за Гусаровым выступил депутат «Гражданской платформы» и член комиссии по транспортному комплексу Заксобрания Максим Резник, который объявил, что живет на Васильевском острове 40 лет.
— Девятого или шестнадцатого сентября в комиссии по транспортному комплексу пройдут слушания по транспорным проблемам Васильевского острова. Этого было добиться непросто. Мы должны организовать максимальное давление на власть! Ответ Полтавченко меня не устраивает! Вы говорите, что мы тут «собрались, потому что выборы». Конечно, потому что выборы, мы и собрались! Именно сейчас нужно обратить внимание власти на проблему!
— А вы будете продолжать после выборов? — спросили из толпы.
— Конечно! Мне ведь через два года переизбираться! — хитро улыбнулся он.
В таком духе Резник продолжал еще несколько минут и под конец от темы Адмиральского проезда погрузился в обсуждение власти как таковой. Лицо краснело, голос становился все громче.
— Давайте не превращать это в пиар-кампанию! Мы тут не для этого собрались! — выкрикнула сторонница «Другой России» Мария Песоцкая, которая живет в Адмиральском проезде.
Ответы на все вопросы знали представители комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Они держались в стороне и старались не привлекать внимания. Казалось, им было немного неловко за происходящее, потому что, по их мнению, вся идея митинга основана на ложных суждениях, которые к тому же извращенно преподнесены политическими деятелями.
Начальник отдела проектирования КРТИ Андрей Шашков рассказал корреспонденту «Фонтанки», как будет организовано движение после открытия съезда с ЗСД. С его слов следует, что в 2016 году, когда откроют съезд с автомагистрали, продолжение набережной Макарова в этом месте уже будет построено, хотя и не будет введено в эксплуатацию и не будут выполнены элементы благоустройства.
«Поэтому рабочее движение от съезда до развязки у моста через остров Серный мы пустим. В свою очередь, с этого участка набережной Макарова будет три съезда — на проспект Кима, Уральскую улицу и Адмиральский проезд. Сейчас они проектируются, и строиться будут одновременно. Их также мы откроем в 2016 году, после чего будет выполняться благоустройство и другие остаточные работы», — сказал он.
— Водители, которые съезжают с ЗСД, будут двигаться по набережной Макарова в восточном направлении?
— Да.
— Адмиральский проезд продлят до набережной Макарова?
— Да.
— В каком направлении можно будет двигаться на перекрестке набережной Макарова и продленного Адмиральского проезда?
— Прямо и направо.
— Если мы повернули направо на Адмиральский проезд и доехали до пересечения с Морской набережной, куда мы можем поехать?
— Во всех направлениях.
— В том числе прямо?
— Да, мы не можем запретить движение прямо.
Отметим, что водители, которые пожелают ехать по Адмиральскому проезду, упрутся в карман с односторонним движением, идущий вдоль улицы Кораблестроителей. Повернуть они смогут только направо, в сторону реки Смоленки.
В заключение «яблочники» раздали политические листовки с изображением кандидата Владимира Силантьева и еще двух его соратников. Деятели, согласно размещенному там заявлению Вишневского, будут «последовательно защищать Васильевский остров». От кого, не уточняется.
Борис Вишневский сообщил корреспонденту «Фонтанки», что 4 сентября направит Георгию Полтавченко предложение приехать на следующий подобный митинг, который пройдет на углу Адмиральского проезда и улицы Кораблестроителей. Некоторые местные жительницы преклонного возраста, подогретые народным возмущением, изъявили желание в день встречи с Полтавченко «перекрыть улицу», если его решение их не устроит.
— А какую именно улицу вы будете перекрывать-то?
— Да любую! Хоть ту, хоть эту, какая нам больше понравится! — сказала женщина, показав на улицу Кораблестроителей и Морскую набережную.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»