Председатели участковых избирательных комиссий учатся удалять из помещений для голосования наблюдателей, журналистов и даже членов собственных комиссий. Как стало известно «Фонтанке», председателям УИК выдают готовые бланки, в которые остается только вписать фамилию удаляемого. Один из таких документов оказался в распоряжении редакции.
В Невском районе интенсивно идут обучающие семинары для председателей участковых избирательных комиссий, причем информация о них не афишируется, а других членов УИК, которые случайно о таких семинарах узнают, на них не пускают.
«Происходят эти занятия в здании администрации района, – рассказал «Фонтанке» член ТИК № 5 с правом совещательного голоса от партии «Яблоко» Динар Идрисов. – Обучаемым готовят обильный раздаточный материал. Основное его содержание – это различные бланки решений об удалении членов УИК с правом решающего или совещательного голоса, об недопущении на участки представителей СМИ, наблюдателей».
По словам Идрисова, во время наблюдения за досрочным голосованием в администрации Невского района он стал свидетелем того, как бланки таких решений размножала на ксероксе сотрудница комиссии. Один из бланков был случайно забыт после копирования и попал в распоряжение «Фонтанки». Это образец решения о недопущении сотрудника СМИ на избирательный участок. В качестве причины не пускать журналиста в помещение указывается отсутствие номера избирательного участка в «редакционном задании». «Это говорит, видимо, о подготовке председателей и секретарей к тому, что с участков придется удалять нежелательных очевидцев, – говорит Динар Идрисов. – Были и другие любопытные бланки. Например, предполагается, что избирательная комиссия определяет своим решением места для нахождения фотовидеоаппаратуры на территории помещения для голосования. Комиссия делает это дважды: сначала на период голосования, потом — на время подсчета голосов. К каждому такому решению прилагается схема помещения».
Дело в том, что и раньше во время голосования комиссия указывала наблюдателям и СМИ место, где им можно находиться. Но раньше это было менее формализовано, фактически указывали рукой: мол, сидите или стойте вот там. И за то, что человек расположился с камерой не в том месте, удалить на практике было нельзя. «А теперь человек на метр в сторону встал, хоп, это фиксируется на схеме и человек удаляется, – говорит Динар Идрисов. – Кроме того, комиссия принимает решения по поводу ограничения использования средств мобильной связи — якобы это мешает работе комиссии. И это направлено, как мне представляется, на членов УИК с правом решающего голоса. Допустим, сидит член комиссии. Кто-то ему позвонил, что-то лишнее сказал, он попытался сфотографировать что-то на смартфон — это формальное основание для удаления».
Еще одно новшество, как рассказывает Динар Идрисов, – ограничение использования электросети. То есть элементарной розетки, которая нужна наблюдателям для перезарядки аппаратуры, смартфонов, которые за время голосования неизбежно разряжаются. «Получается, что они изучили потребности наблюдателей и подготовились, – говорит Динар Идрисов. – Использование мобильных устройств, электросети, фото- и видеосъемка — на все эти случаи у председателей УИК будут готовые бланки решения для удаления того или иного человека из помещения для голосования или подсчета бюллетеней».
То, что некие закрытые семинары для председателей УИК проводятся, подтвердил «Фонтанке» член УИК № 25 с правом решающего голоса Данила Александров. «Я случайно узнал о времени и месте проведения одного такого семинара в конце августа, – рассказал Александров. – Там, кроме обычного правового обучения, шла речь о некоей документации, в том числе бухгалтерской, в рамках полномочий участковой комиссии. Но меня на этот семинар просто не пустили».
Следует отметить, что формирование состава участковых избирательных комиссий привлекло внимание гражданских активистов, так как впервые эти комиссии создавались в постоянном составе на продолжительное время — на пять лет. Общественная организация «Наблюдатели Петербурга» направила в УИКи города 1300 своих волонтеров в качестве представителей различных политических партий. «Но ни одному нашему волонтеру не удалось стать председателем УИК», – отмечает координатор «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова.
Председатель ТИК № 5 Рахбар Спешилова рассказала корреспонденту «Фонтанки», что обучение членов УИК ведется не только в последние дни, но и на протяжении многих месяцев. Председатель отметила, что все образцы документов, которые предоставляются членам участковых избирательных комиссий, хранятся в электронном почтовом ящике ТИК № 5, доступ к которому корреспонденту «Фонтанки» был предоставлен. Среди многочисленных файлов-памяток новичкам в деле проведения голосования и образцов документов для выдачи, подсчета бюллетеней и прочего, образцов решений об удалении кого-либо с участка обнаружить не удалось.
Председатель ТИК № 10 Выборгского района Владимир Старцев также подчеркнул, что правовое обучение членов комиссий проводится все время. Но в Выборгском районе упор делается на работу с КОИБами, при этом на каждом участке операторов КОИБ должно быть двое. «Все это инсинуации, – заявил Владимир Старцев в ответ на вопрос о возможном удалении прессы за неправильно оформленное «редакционное задание». – Журналисту надо иметь при себе только пресс-карту его издания, никто никакие установки на удаление прессы с участков не дает».
Той же позиции придерживается и председатель ТИК № 30 Центрального района Сергей Поляков, который подчеркнул, что журналисту, чтобы получить у него всю необходимую информацию, достаточно предъявить пресс-карту и паспорт, удостоверяющий личность.
В Горизбиркоме «Фонтанке» сообщили, что никакого отношения к обучающим семинарам для председателей УИК не имеют, все организуется «на местах».
Тем не менее источник, близкий к тем самым избирательным комиссиям «на местах», подтвердил «Фонтанке», что председателей УИК обучают тому, как удалить того или иного человека с участка на законных основаниях. «Беспредельничать никто не должен, поэтому учат, как находить законные основания для удаления, – говорит собеседник «Фонтанки». – Эти обучения организуют не ТИКи и не Горизбирком. К таким вещам может иметь отношение местная администрация через ИКМО, которые так или иначе вступают во взаимодействие с УИКами. На самом деле, такого рода консультации были всегда. Основания для удаления журналиста с участка можно найти всегда. За съемку персональных данных, например».
При этом в федеральном законе № 67 о выборах нет ни слова о «редакционных заданиях», которые якобы должны иметь при себе журналисты на избирательных участках. Но корреспондент «Фонтанки» в администрации Фрунзенского района столкнулся с тем, что члены комиссии, увидев в руках аппаратуру для съемки, спрашивали, есть ли «разрешение». Возникали сложности со съемкой процесса выдачи избирательных бюллетеней — у председателя ТИК № 23 Тимура Шохина возникли подозрения, что при фотографировании стола со списком проголосовавших избирателей с расстояния более 3 метров можно зафиксировать персональные данные. «Ох, не нервируйте нас», – то и дело полушутя-полусерьезно приговаривал председатель, следя за движениями объектива фотокамеры.
За три дня досрочного голосования примеров удаления с избирательных участков членов ИКМО от оппозиции было достаточно. Во Фрунзенском районе полицейские по настоянию членов избиркома вывели из помещения для голосования «яблочницу», члена ИКМО «Купчино» Елену Симакову. Формальный повод — нарушение тайны голосования, что выразилось в намерении Симаковой поставить подпись на конвертах для заполненных бюллетеней. Также встречей с полицией закончилось общение с коллегами по комиссии члена ТИК №1 с правом совещательного голоса Ивана Квасова, которому вменили угрозу взорвать комиссию. Квасов интересовался, почему проводится голосование в отсутствие членов ТИК. Организация «Наблюдатели Петербурга» зарегистрировала одноименное СМИ, чтобы обеспечить доступ наблюдателей на участки, однако в ИКМО волонтеров с удостоверениями этого сетевого СМИ удаляли со словами «мы такого СМИ не знаем». А главному редактору информагентства «Телеграф» Сергею Ковальченко в администрации Фрунзенского района заявили, что его журналистское удостоверение — подделка. После чего члены избиркома около получаса удерживали журналиста, но, не придумав, как составить заявление в полицию, отпустили его.
Напомним, что в последние три дня перед единым днем голосования «досрочка» будет проводиться на территории участковых избирательных комиссий.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»