Двадцатилетний мигрант из Узбекистана сдал в полицию найденный на Ржевке 30-килограммовый слиток из желтого металла. Он с придыханием ждет «золотую» экспертизу и своей доли в полмиллиона евро. Многообещающий слиток усложнил отношения в диаспоре.
В понедельник, 15 сентября, на Камышинской улице в районе железнодорожной станции Ржевка работали водопроводчики. На месте будущего жилого дома вырыли ветхие трубы. Основной мусор вывезли, остатки сгрудили на стройплощадке. Сторож Ахат Абдурахимов, приехавший в Петербург из Узбекистана, от нечего делать покопался в поисках металлолома. В куче желтело непонятное. Очищенное от глины предстало прямоугольным бруском длиной сантиметров 50, весом в 30 кг – слиток с насечками и клеймом «ДС».
Растерянный Ахат вряд ли знаком с попыткой хищения клада Нарышкиных на 190 млн рублей, но поступил умнее земляков – первым делом позвонил в диаспору. Слово «золото» было самым упоминаемым в переговорах. От узбекского сообщества приехал начальник юридического отдела Намозбек Кучаров. Он вызвал полицию.
Наряд из 26-го отдела Красногвардейского УМВД после визуальной экспертизы спустил диаспору с небес на землю: дескать, никакое это не золото, мы его заберем. Юрист напомнил парням в форме порядок действий с тем, что именуется сокровищем, и настоял на вызове участкового и дознавателя. Находку увезли, взяв объяснение и составив протокол. В ГУ МВД «Фонтанке» подтвердили, что из района Ржевки в 26-й отдел полиции доставлен брусок металла желтого цвета, а оттуда – на экспертизу.
В узбекской среде считали нули. Отбросив скидку на возможный технический сплав, отсутствие пробы и т. д., расчеты вели, исходя из того, что по нынешнему курсу 1 грамм золота стоит 1,5 тысячи рублей. Слиток, если он из драгметалла, потянет минимум на 1 млн евро. Ахат живет надеждой на половину – по крайней мере, такой процент указан в статье 233 Гражданского кодекса – «Клад». Полмиллиона евро – это 1,3 млрд узбекских сумов. Греза вернуться на родину миллиардером, кажется, испугала Ахата не на шутку. А еще больше – его супругу.
«Молодой человек поначалу согласился оформить доверенность диаспоры с передачей прав на получение денег, если слиток окажется золотым. Но жена его отговорила, посчитав, что мы можем обмануть. Они со вчерашнего дня отключили телефоны и не выходят на связь», – сказал корреспонденту «Фонтанки» Намозбек Кучаров.
В окрестностях Камышинской улицы до революции располагались слободы работников порохового завода.
– Вроде зажиточные горожане там не находились, – рассудил краевед Евгений Евдокимов. – С другой стороны, кто-то из петербуржцев мог там зарыть клад. Место от города было удаленное, зато мимо тех мест проходила железная дорога, добираться удобно.
Евгений вгляделся в снимок слитка и произнес разочаровывающее:
– На золото не похоже. Ржавчина и коррозия просматриваются. Скорее всего, это слиток металла марки ДС. Рядом с местом находки – завод «СтройМеталКонструкция», который производит конструкции пролетных строений стальных мостов, строительные и другого назначения стальные сварные конструкции.
«ДС» – это аббревиатура. Обозначает она «Дворец Советов». Марку низколегированной стали использовали при строительстве гигантского административного здания Верховного Совета на месте храма Христа Спасителя в Москве. Дворец проектировался 420-метровой высоты и обещал стать самым высоким в мире. ДС отличает присутствие небольшого количества титана и молибдена.
«Фонтанка» дозвонилась до завода «СтройМеталКонструкция». Специалисты предприятия рассмотрели фото слитка и сообщили: «К сожалению, такие бруски не имеют к нам никакого отношения». В диаспоре снова засияли улыбки. Дело за малым – найти Ахата.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»