В Смольном закончили подготовку проекта бюджета на 2015 год с расходной частью в 458 млрд и доходной – в 408. В условиях кризиса Адресная инвестпрограмма урезана на 13 млрд рублей, сокращены траты на ремонт и содержание дорог, на покупку трамваев и жилья для очередников. При этом увеличиваются расходы на зарплату бюджетникам, автотранспортное обслуживание чиновников и покупку продуктов для столовой Смольного. А прогноз по доходам сверстан с расчетом на увеличение налоговых поступлений, несмотря на санкции и рецессию.
При подготовке бюджета на 2015 год в Смольном явно исходили из весьма оптимистичных прогнозов по состоянию городской экономики. Как следует из проекта главного финансового закона Петербурга, чиновники полагают, что налог на прибыль принесет 105,7 млрд, а налог на доходы физических лиц – 183 млрд. В текущем году по этим ключевым статьям должно поступить 99,7 млрд и 164,8 млрд соответственно. Таким образом, судя по бюджету, в правительстве уверены, что доходы компаний и граждан будут расти, несмотря на целый спектр негативных тенденций. К их числу можно отнести: падение промпроизводства (минус 8,2% за январь – август), снижение оборота компаний сферы услуг, оптовой торговли и общественного питания (минус 1%, 4,8% и 8% соответственно), а также санкции Запада в отношении крупнейших налогоплательщиков Петербурга – «Газпром нефти» и Банка ВТБ, которые зарегистрированы в нашем городе.
Менее оптимистичны в Смольном по отношению к перспективам алкогольной и табачной промышленности: в 2015 году за счет акцизов планируется собрать 17 млрд, в то время как в 2014 году по этой статье заложено 24,6 млрд. Ранее глава комитета финансов Эдуард Батанов неоднократно признавал, что темпы сбора акцизов отстают от плана и, скорее всего, эта статья исполнена не будет в текущем году. По данным Петростата, в городе снижается производство пива и водки, что эксперты связывают с увеличением акцизов, а также ограничениями на продажу горячительных напитков в ночное время. В целом пищевая промышленность за восемь месяцев потеряла около 5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
При этом в Смольном по-прежнему не намерены решать проблему с дефицитом бюджета за счет приватизации зданий и помещений, находящихся в государственной собственности, а также всевозможных ГУПов. В 2015 году по этой статье планируется выручить 5,9 млрд (в 2014 году – 5,6 млрд). Зато чиновники надеются, что ГИБДД усилит борьбу с нарушителями правил дорожного движения: план по доходам от штрафов составляет 1,3 млрд – на 500 млн больше, чем в текущем году.
В целом, согласно проекту бюджета, в 2015 году доходная часть бюджета составит 408,1 млрд рублей, что на 1 миллиард меньше, чем в 2014 году. При этом нужно еще раз подчеркнуть, что комитет финансов заложил весьма оптимистичный прогноз по налогу на прибыль, который, по прогнозу ведомства, вырастет на 6 млрд рублей, несмотря на все экономические трудности. Впрочем, у Смольного есть фискальные резервы: федеральный центр намерен до конца года разрешить регионам ввести сборы за осуществление различных видов предпринимательской деятельности – от оказания услуг общественного питания до деятельности такси. Подобные сборы действовали в 1990-е годы, но потом были отменены из-за жалоб малого бизнеса.
Отметим также, что пока Смольный рассчитывает получить из федерального бюджета 12,5 млрд рублей, что на 15 млрд меньше, чем в 2014 году. Основная причина уменьшения – завершение участия федерального центра в финансировании строительства Западного скоростного диаметра: в 2014 году за возведение магистрали Москва направила 10,7 млрд рублей, в 2015 году ЗСД будет в основном возводиться за счет инвестора (консорциума ВТБ и Газпромбанка).
Меньше дорог, детсадов
Размер расходов бюджета также будет уменьшен по сравнению с 2014 годом: согласно проекту, в общей сложности комитеты и районные администрации потратят 458 млрд. В 2014 году чиновники должны освоить около 472 млрд, хотя, по прогнозам комитета финансов, исполнение составит 94% – 97%. Самое серьезное урезание расходов коснулось адресной инвестиционной программы, в соответствии с которой в городе строятся дороги, детские сады, больницы, приобретаются трамваи и автобусы. Как следует из проекта бюджета, в 2015 году ее объем составит 86 млрд рублей, что на 13 млрд меньше, чем в текущем году.
Так, комитету по энергетике выделено 11,5 млрд вместо 15,6 млрд в 2014 году. Комитету по строительству предстоит освоить почти на 7 млрд меньше – 21,7 вместо 28,4 млрд. При этом в следующем году, в отличие от 2014 года, ведомство практически не будет начинать новых проектов, за исключением строительства детской школы искусств в Ломоносове за 500 млн и спортивного комплекса для лиц с ограниченными возможностями на Яхтенной за 1,8 млрд. Стоимость нового стадиона на Крестовском острове осталась неизменной – 35 млрд рублей. При этом за комитетом по строительству закрепили 460 млн на монтаж системы наружного освещения на стадионе (ранее соответствующий конкурс объявил комитет по энергетике, но затем отменил его).
Единственным из крупных распорядителей бюджетных средств, кому удалось нарастить финансирование, стал комитет по развитию транспортной инфраструктуры, за которым в адресной инвестпрограмме закреплено 36,3 млрд (в 2014 – 33,9). Впрочем, новых проектов КРТИ начинать не будет: ведомство продолжит строительство развязок, конкурсы на которые были проведены в 2014 или предыдущие годы. Рост ассигнований произойдет за счет того, что в 2015 году начнется активная фаза строительства веток метро «Спасская» – «Большой проспект» (4,5 млрд), «Приморская» – «Беговая» (4 млрд) и первой очереди Калининско-Красносельской линии (4,5 млрд). Отметим, что общая стоимость последней, как и предсказывала «Фонтанка», составляет почти 106 млрд рублей.
Одновременно в 2015 году будет снижено финансирование текущего ремонта дорог и искусственных сооружений – 3,6 млрд против 4,9 млрд в 2014 году. Аналогичная ситуация коснется и капитального ремонта: 2 млрд против 3,1 в 2014 году. Наконец, меньше средств направят и на уборку улиц от грязи и снега: за профильным комитетом по благоустройству на эти цели зарезервировано 7 млрд, тогда как в 2014 году – 7,4 млрд. А вот на содержание городских садов и парков коммунальщики получат на 200 млн больше (1,8 млрд). Отметим также, что на создание пилотной зоны платной парковки на территории, ограниченной Литейным, Кирочной, Лиговским и Невским, направят 170 млн рублей. Еще 300 млн получит «Городской центр управления парковками», который будет создан Смольным для сбора оплаты. На эти средства, в том числе, будут приобретаться парконы – мобильные приборы для фиксации нарушений правил стоянки.
Секвестирование жилья
В условиях серьезного дефицита Смольный, похоже, все же пойдет на увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте, о чем профильный комитет по транспорту уже предупреждал депутатов ЗакСа. Согласно проекту бюджета, субсидия метрополитену, «Горэлектротрансу», «Пассажиравтотрансу» и другим перевозчикам составит 22,1 млрд рублей, то есть лишь на 2 млрд больше, чем в 2014 году. Самое серьезное увеличение предусмотрено по подземке – 9,7 млрд против 8,4 млрд. По информации «Фонтанки», окончательно вопрос с повышением еще не решен: ранее предполагалось, что стоимость проезда на метро вырастет до 30 рублей, на наземном транспорте – до 27 рублей.
Еще больше снизится объем закупок новых трамваев, хотя парк «Горэлектротранса» изношен на 60%: в 2015 году на эти цели будет выделено лишь 590 млн (в 2014 – 827). Впрочем, в последнее время главной проблемой Смольного является не отсутствие денег, а проблемы с поставщиками вагонов: в текущем году комитет по транспорту расторг сразу два контракта из-за срыва сроков. Зато на новые автобусы по традиции выделят около 1 млрд, на вагоны метро – 2 млрд. Однако далеко не всем ведомствам удалось отстоять свой бюджет в условиях секвестра: так, комитет по инвестициям получит на привлечение денег в петербургскую экономику лишь 105 млн рублей (в 2014 – 195), комитет по развитию туризма в условиях кризиса отрасли может рассчитывать лишь на 194 млн (в 2014 – 327 млн). Весьма прилично урезали расходы и комитету по информатизации и связи: 6 млрд вместо 7,8 млрд.
Придется запастись терпением очередникам: если в 2014 году на приобретение квартир в государственную собственность КУГИ было выделено 3 млрд рублей, то в 2015 – только 1,8 млрд. Еще на 200 млн купят жилья для детей-сирот (в 2014 – 700 млн). Зато компания «ВТБ Девелопмент» получит первый транш от города за помещения в комплексе «Невская ратуша», в который переедет часть комитетов Смольного. В 2015 году на эти цели будет потрачено 2,1 млрд рублей, а всего город должен инвестору 12 млрд.
Продолжится курс и на экономию бюджетных средств при проведении праздников, который уже привел к тому, что в этом году впервые за долгое время не будет шествия Деда Мороза по Невскому проспекту. Как следует из проекта бюджета, комитет по культуре получит 9,3 млрд вместо 10,7 млрд в текущем году. Например, на организацию общегородских праздничных гуляний будет выделено лишь 140 млн (в 2014 – 221). При этом 23 млн предусмотрено на празднование 70-летия Победы. Комитету по физической культуре выделят 4,8 млрд вместо 5,2 млрд: так, бюджет перестанет поддерживать футбольный клуб «Динамо» (33 млн в 2014 году), женскую команду по мини-футболу «Аврора» (12 млн), мужскую команду по водному поло ВМФ (20 млн).
Бюджетники и продукты
Секвестирование расходов не коснется социального блока. Это в первую очередь связано с необходимостью исполнения майских указов президента по ежегодному повышению зарплат бюджетников. Так, комитет по социальной политике получит 43 млрд, то есть на 3 млрд больше, чем в 2014, комитет по здравоохранению – 56 млрд (в 2014 – 52,2 млрд), комитет по образованию – 8,8 млрд (плюс 1 млрд). По-прежнему серьезными остаются и расходы на капитальный ремонт городских домов: за жилищным комитетом на эти цели закреплено 7 млрд рублей, как и в 2014 году. Предполагается, что к ним добавят еще 300 млн рублей, которые соберут с граждан за ноябрь – декабрь текущего года по ставке «2 рубля с 1 кв. м общей площади квартиры». В 2015 году ставка будет дифференцирована в зависимости от типа дома, но эти средства потратят лишь в 2016 году.
Администрация губернатора получит в 2015 году 5,4 млрд (в 2014 году – 4,2 млрд). При этом на содержание непосредственно самого градоначальника потратят 3,054 млн, что на 200 тысяч больше, чем в 2014 году. Во столько же обойдется налогоплательщикам и спикер ЗакСа (увеличение также 200 тыс.). Субсидия автотранспортному предприятию «Смольнинское», которое обслуживает чиновников и депутатов, станет больше на 50 млн рублей и составит 750 млн. Коснется чиновников и рост цен на продукты: вместо 7,9 млн, как в 2014 году, организация питания в здании на площади Пролетарской Диктатуры обойдется в 8,4 млн рублей.
Дефицит и облигации
Дефицит бюджета Петербурга в 2015 году составит 50 млрд рублей, несмотря на секвестирование ряда ключевых статей (в 2014 – 62,7 млрд). При этом в проекте закона учтены не все проекты, о которых ранее говорили чиновники. Так, в 2015 году должен начаться капитальный ремонт Тучкова моста стоимостью 2,4 млрд рублей: проектно-сметная документация по этому объекту сейчас находится в экспертизе и, согласно действующему законодательству, до ее утверждения включать такие объекты в бюджет нельзя. Кроме того, Смольный намерен в 2015 году начать пробивку набережной Макарова от ЗСД до съезда с перспективного моста через остров Серный, а также возведение самой переправы (общая стоимость – 20 млрд). Проектирование этих объектов еще только ведется, и в лучшем случае они могут быть включены в бюджет при весенней корректировке в апреле 2015 года.
Все это будет и дальше раздувать расходную часть бюджета, притом что у доходной части, как мы уже говорили выше, только один резерв – введение всевозможных сборов за ведение предпринимательской деятельности. А также туманные перспективы по увеличению налога на прибыль в условиях экономической рецессии. Для финансирования дефицита комитет финансов будет выпускать государственные облигации. При этом на ведомстве также лежит обязанность по обслуживанию уже существующего долга (на 1 сентября – 8,8 млрд). В итоге общий объем облигационного займа может составить 60 млрд рублей.
Отметим, что теперь проект бюджета должен быть рассмотрен и утвержден на заседании городского правительства, после чего он поступит на утверждение в ЗакС. Депутаты вправе перераспределить 2% расходов в рамках так называемой "поправки БФК". Кроме того, ко второму чтению корректирует бюджет и губернатор, однако общий контур главного финансового закона города на этой стадии уже не меняется.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»