Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

751мм

89%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Конституционный суд просят уклонить чиновников от армии

733
ПоделитьсяПоделиться

Тысячи российских чиновников оказались на грани увольнения из-за закона о «повышении престижа военной службы». Документ намекает: если ты не отдал долг Родине, стоит написать заявление по собственному желанию. Право «всего российского народа» взялись защитить парламентарии из Чечни. Открытое заседание Конституционного суда показало: никто не понимает, как должна работать спорная норма. Но это не мешает федеральным властям называть ее «объективной и оправданной».

Конституционный суд России рассмотрел 23 сентября запрос парламента Чечни. Законодатели горной республики недовольны «армейским фильтром», введенным в 2013 году для российских чиновников. Не служил срочную – не имеешь права трудиться в органах власти, следует из закона, утвержденного Госдумой и подписанного президентом. Документ носит пафосное название: «О… реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы», и содержит мало конкретики. На казенных должностях не могут трудиться лица, признанные комиссией «не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований», гласит спорная строка.

По слухам, именно из-за нее долг Родине в 2013 году отправился отдавать экс-председатель комитета по молодежной политике Петербурга Никита Александров. Впрочем, для Чечни нововведение может оказаться более ощутимым – оно грозит обернуться настоящей кадровой катастрофой. Дело в том, что здесь с 1990 года ни разу не проводился призыв. Эксперты объясняют это двумя причинами – сложной «военно-политической обстановкой» и особенностями местной молодежи, не желающей подчиняться армейской дисциплине.

– На грани дисквалификации оказались тысячи людей, хотя пока еще никто не уволен, – подвел итог депутат парламента Чечни кандидат юридических наук Хамзат Дадаев. – Но мы ратуем не только за интересы нашего региона, но и за всю Россию в целом.

По мнению Дадаева, норма не только нарушает право на равенство, в том числе мужчин и женщин, мешает свободно распоряжаться способностями к труду, отменяет или умаляет права человека. Она вводит двойное наказание за одно и то же преступление, что Конституцией запрещено.

– На всю оставшуюся жизнь лишить человека возможности работать в органах государственной власти! Сейчас говорить о том, что это не наказание, было бы неправильно, – поделился парламентарий, кстати, и сам не служивший. – В Уголовном кодексе уже есть статья 47, где говорится: уклонистов можно лишить права занимать определенные должности на срок до двадцати лет. Получается, что в законе о «повышении престижа» эту меру не только повторили, но и ужесточили, сделав бессрочной.

Чистить или не чистить

С точки зрения полпреда президента в КС Михаила Кротова (в его официальном послужном списке, кстати, армии тоже нет), ситуация не насколько критична. Недостатки у закона, может, и были, но уже устранены, поделился впечатлениями он.

Правительство России приняло постановление, которое объясняет, кого и как можно признать уклонившимся от службы без законных оснований. Речь идет исключительно о тех, кто получил повестку от военкомата, расписался в ней, но на сборный пункт не пришел. При этом под угрозу лишиться госдолжности попадают только те, кто таким образом обманывал государство начиная с 1 января 2014 года. Остальные же действующие чиновники – хоть петербургские, хоть чеченские – могут спать спокойно, следовало из речи Кротова.

– Закон имел две цели. Во-первых, оградить государственный аппарат от лиц, которые незаконно уклонились от армии. Во-вторых, повысить престиж и значимость военной службы в обществе. А это, в конечном счете, повышает обороноспособность страны. Положение объективно оправданно, обоснованно и соответствует конституционно значимым целям, – успокоил публику Кротов.

У других представителей госорганов обнаружились иные сведения о возможностях сомнительной нормы. Представитель Совета Федерации в Конституционном суде Алексей Александров кулуарно признался прессе: он всерьез беспокоится, что будет, если положение о «повышении престижа» срочно и буквально воплотят в жизнь. Чистки могут затронуть не только Чечню, но и другие регионы.

– Сейчас обсуждается вопрос о том, как применять закон. Судя по его сегодняшнему тексту, многим чеченским чиновникам действительно грозит увольнение. Документ нужно совершенствовать – это мое личное убеждение. Его применение может иметь острые последствия, – отметил сенатор, общаясь с журналистами.

Представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева также выглядела взволнованной.

– Лица, которые не служили по призыву до вступления в силу данного закона, но и намеренно не уклонялись от долга по защите Отечества, оказались в неоднозначном положении, – резюмировала она. – Они не могли предвидеть последствия своих действий. Поэтому они поставлены в худшие условия по сравнению с теми гражданами, которые знают об ограничении и могут его учитывать, поступая на работу.

Впрочем, и Васильева, и Александров считают, что в целом закон о «повышении престижа» легитимен. Представитель СовФеда даже отметился пламенной речью об обороноспособности Российского государства.

– Мы живем в такой стране, которая привлекает своими богатствами остальную часть мира. Отсюда наши все проблемы. Отсюда – особое внимание к службе в вооруженных силах. Поэтому мы обсуждаем вопрос о том, чтобы инициативу призыва и учета переложить с государства на гражданина. Ты, гражданин России, знаешь Конституцию, знаешь, что служба в армии – твой долг. Ты сам обязан был прийти в военкомат и разбираться, когда и где будешь служить.

Впрочем, пока эта идея еще не стала законопроектом, и когда он будет разработан – непонятно, уточнил Александров в ответ на вопрос «Фонтанки».

«А если завтра война»

Конституционный суд вынесет решение по делу в закрытом порядке и огласит его публично. Как правило, процедура занимает несколько недель. Пока же служители Фемиды размышляют, «Фонтанка» расспросила экспертов, что они думают по поводу чиновников и армии.

– Армейский опыт мне пригодился – и по жизни, и в профессиональном плане, – поделился советник губернатора экс-председатель комитета по молодежной политике Петербурга Никита Александров. – Служба дает крепость духа, уверенность в своих силах. Сейчас я благодарен случаю и решению, которое было принято 1,5 года назад, и коллегам, которые меня поддержали. Я считаю, что молодые люди, связавшие жизнь с работой для государства, города, муниципалитета, обязаны пройти через армию, и закон полностью поддерживаю.

Профессор Северо-Западного института управления – Российской академии народного хозяйства и государственной службы, экс-председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленобласти, полковник в отставке Леонид Теребнев относится к норме более сдержанно. Он отметил, что в целом одобряет ее, считает «необходимой и своевременной».

– А если завтра война, то кто будет Родину защищать? – отметил в разговоре с «Фонтанкой» ученый. – В последнее время угрозы и военные риски Российской Федерации изменились, они стали беспрецедентными по своей сложности. Наша армия реформирована в основном для ведения контртеррористических операций, теперь же речь идет о безопасности государства в целом. Очевидно, что чиновнику нужно рефлексировать на события оборонного характера, понимать проблемы мобилизационных действий, например такие, которые были сопряжены с ситуацией в Донецке и Луганске. Особенно если государственное должностное лицо занимает высокий пост и отвечает за развитие таких стратегических отраслей, как экономика, промышленность, ЖКХ и транспорт, безопасность и развитие территорий. Ему нужно понимать и уметь управлять эвакомероприятиями, знать поражающие факторы всех видов оружия. Впрочем, превращать норму в закон о «люстрации» и огульно загонять всех госслужащих в окопы и на учебные полигоны также нельзя, продолжает эксперт. Поэтому он считает, что статью о прохождении военной службы госслужащими нужно изложить в более подробной редакции.

– Пусть так сложилось, что региональный министр или глава комитета не был в армии, но он хорошо справляется с обязанностями. Значит, его надо посвятить в военное дело. Каким образом – надо решать. Кому-то хватит трехмесячных курсов – там его обучат и стрельбе, и основам ведения танка, и командованию подразделением, он примет участие в командно-штабных военно-деловых играх. Кому-то придется отслужить восемь месяцев. А для некоторых служба в армии и вообще необязательна. Например, специалист или руководитель социального комитета, отвечающий за работу с инвалидами, может быть, не должен быть солдатом. Может, лучше, чтобы он сам знал и понимал, что такое инвалидность.

Глава общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», член президентского совета по правам человека Элла Полякова полагает, что служба в армии вряд ли принесет ощутимую пользу большинству представителей власти.

– Она необходима только военным чиновникам, но это, собственно говоря, и есть их работа. Государственный служащий в первую очередь должен обладать морально-нравственными и интеллектуальными качествами, понимать, что он трудится для своих граждан, и уважать их права, – подчеркивает Полякова.

Она добавляет, что не обладает информацией об увольнениях чиновников в Петербурге на основании нового закона. Однако от этого документ лучше не становится, заключает правозащитница.

– Если не сейчас, то позже он вполне мог бы применяться, тем самым нарушая права.

Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close