Более тысячи старшеклассников подписались за возобновление программы FLEX по обмену школьниками между США и Россией. 22 года назад ее утвердил конгресс США с целью борьбы с последствиями «железного занавеса» между странами. Теперь же программу приостановили, по сообщению Павла Астахова, из-за незаконного оформления опеки над российским мальчиком. Впрочем, участники FLEX в это не верят — говорят, технически это невозможно. Как на самом деле живется нашим школьникам в США, узнавала «Фонтанка».
В следующем году в США по программе FLEX должны были отправиться 800 российских школьников. До 15 октября они писали эссе на английском языке — это первый тур, затем их пригласили бы на собеседование — второй тур, и анкетирование — третий тур. Однако накануне Россия объявила о приостановке действия программы. Как объяснил детский омбудсмен Павел Астахов, США нарушали обязательства по возвращению прибывших на обучение школьников.
"Одна из причин – грубое нарушение принимающей стороной (США) обязательств по безусловному возвращению прибывших на обучение школьников из РФ", – написал он в своем твиттере.
Якобы после очередной программы над подростком в США была оформлена опека, и он остался за океаном навсегда. На фоне общего информационного поля, когда тема взаимоотношений Америки и России усиленно тиражируется, такая новость казалось неудивительной. Однако сами участники программы FLEX, как кандидаты, так и уже побывавшие в американских семьях молодые люди, восприняли сообщение в штыки.
«Уважаемые представители правительства России! Пожалуйста, верните нам FLEX! Вы знаете то чувство, когда рушатся мечты? Нет? А мы сегодня ощутили, что такое быть униженным и расстроенным, что такое потерять шанс вырваться в мир, познать жизнь и просветить себя, – у нас отобрали то, ради чего мы горбились вечерами над тетрадями, напрягая мозги и память. У нас отобрали FLEX – бесплатную программу обмена, – такой текст появился 1 октября на портале onlinepetition.ru. – Мы считаем, что в наше политически напряжённое время необходимо, чтобы лучшие представители русской молодёжи имели возможность показать простым американцам, какие мы культурные, талантливые, просвещенные, самобытные. Почему из-за политики должны страдать невинные дети, почему мы должны терять последнюю надежду?»
Под петицией подписалось уже более 1000 человек, обращение продолжают активно распространять по социальным сетям, но в то, что программу получится восстановить, верят не все.
«Хочется надеяться, но это непредсказуемо, очень жаль...» – говорит координатор FLEX в Петербурге Ирина Белова.
Она за последние три года отправила почти полторы сотни школьников с Северо-Запада РФ в США. По ее словам, нареканий ни разу не возникло.
«Однажды конкурс выиграла девочка с тяжелым диабетом, она жила на инсулине. Ее мама очень беспокоилась, звонила, задавала море вопросов. Девочке нашли семью из Колорадо, папа там был тоже диабетик, который все знает и про диету, и про инсулин. Девочка туда уехала, счастливо прожила с ними год. Ни одного вопроса или проблемы с обеих сторон не возникло. Это была наша маленькая победа, ведь до этого мама девочки боялась отпускать ее даже в соседний город», – говорит Ирина.
Сама она выпускница программы FLEX 2003 года, с семьей из Канзаса общается до сих пор.
«Все мои представления об американской жизни, о том, что я приеду и мы будем разъезжать по ресторанам и кино, были тогда разрушены. Было все довольно скромно. Тем не менее между нами любовь и дружба – так у всех».
По словам петербургского координатора программы обмена, остаться в США после окончания программы невозможно из-за специального типа визы. Ее оформление подразумевает невозможность в следующие 2 года подавать документы на эмиграцию в США. Кроме того, среди условий поездки: ненахождение дольше, чем 3 месяца в течение последних 5 лет, на территории Америки, а также намерение родителей эмигрировать в США.
«Конечно, может, кто-то и мог уехать учиться туда в вуз, но ведь это школьники, 8 – 10-й класс, им еще сдавать экзамены, доучиваться и получать аттестаты...» – добавляет Ирина.
Участник потока 2013 – 2014 годов петербуржец Вадим Савицкий утверждает, что про тех, кто бы остался в Штатах под опекой, никто ничего не слышал.
«Я все время был администратором нашего потока в социальной сети. Был знаком почти со всеми, и осведомленнее меня трудно найти. Шило в мешке не утаишь, я не слышал об этом ничего, да это и невозможно, – поделился молодой человек своим мнением с «Фонтанкой». – Мы могли бы не знать, если бы это случилось в 1990-е годы или в начале 2000-х, но тогда не слишком ли поздно Астахов спохватился?»
О программе FLEX Вадим отзывается лишь с положительно: «Это бесценный опыт – можно составить собственное впечатление о стране, а не по существующим стереотипам». Так, например, о плюсах и минусах системы образования США Вадим теперь знает не по наслышке. «Понравилась их школа на десятки тысяч учеников с точки зрения технического обеспечения: гигантские библиотеки, компьютеры, поля, бассейны, кабинеты для художественного искусства, залы для репетиций музыкальных групп, театр — треть новой сцены Мариинки, – говорит он. – Но образование — хуже. Мне кажется, к школьникам слишком лояльно там относятся, у них есть возможность выбрать профильный предмет и практически не учиться». 100 часов в течение года Вадим посвятил волонтерству и работе с детьми-инвалидами, участие в добровольческих программах — одна из обязательных частей FLEX.
230 российских школьников месяц назад приехали на очередной этап программы в США. Весть о том, что программы обмена, по которой они уехали, больше нет, застала кого-то в Неваде, кого-то – в Оклахоме. Татьяна из Петербурга прочла новость в Интернете, находясь в Калифорнии. «Моя принимающая семья – лучшая из всех семей, которые могли бы мне достаться. Я рада, что она не верит политикам, и поэтому у нее нет предубеждений, – рассказывает девушка. – Как и многие, я считаю, что наше правительство закрыло программу из-за политической обстановки в мире, из-за конфликта между США и Россией. То, что они прикрываются фальшивой историей об оставшемся в США мальчике, только вселяет в подростков мысль о том, что нашим руководителям веры нет!»
Как вспоминает политолог Григорий Голосов, подобного рода вещи практиковались российскими властями и раньше. Например, с ухудшением отношений с Великобританией был со скандалом закрыт Британский совет, не так давно прекратил свою деятельность Американский совет преподавателей русского языка и литературы. «Это такой показательный ход, который виден только своим, потому что в США эта новость вряд ли стала известна более чем нескольким сотням человек. Это плохой метод политической игры: показательный для США ход ударяет, по сути, по своим. Теперь учиться в Америку будут ездить только те, кому позволяют средства, для детей из небогатых семей это станет недоступно», – заключает политолог.
Добавим, что накануне посол США Джон Тэффт выразил сожаление о прекращении FLEX:
«На протяжении 20 лет 8 тысяч молодых россиян были послами культуры и знакомили миллионы американцев в 50 штатах США с лучшим, что есть в России», – заявил он, добавив, что остальные программы культурного обмена продолжают действовать.
Согласно сайту посольства, только одна из них касается школьников — талантливым в литературе предлагается на 2 недели съездить на семинар в США.
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»