В преддверии Международного дня учителя спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров провел выездное заседание с директорами школ и учителями математики, физики и информатики в президентском физико-математическом лицее №239. Участники совещания обсудили актуальные проблемы обучения школьников естественным наукам и способы повышения эффективности работы педагогов, от которых, в свою очередь, зависит развитие промышленности в масштабах страны.
Встреча спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга, секретаря политсовета петербургского отделения Всероссийской партии «Единая Россия» Вячеслава Макарова с директорами школ и учителями математики, физики и информатики прошла в теплой дружеской обстановке. Вячеслав Макаров признался, что любовь к математике живет в его сердце еще со школьной скамьи, когда будущий председатель городского парламента сам был участником и победителем школьных математических олимпиад. Спикер напомнил собравшимся, что наш национальный лидер, президент Российской Федерации Владимир Путин 28 июля 2014 года в ходе совещания по вопросу импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе поставил задачу как можно скорее и максимально широко перейти на отечественные материалы и комплектующие при производстве специальной техники и вооружений. «Мы должны развернуть собственное производство там, где его пока не было», – подчеркнул президент. Вячеслав Макаров напомнил собравшимся, что решение этой важной стратегической задачи начинается в школах, где детям прививают интерес к математике и физике, жажду знаний и стремление к открытиям.
«Без математической подготовки, без современного инженерного образования мы не достигнем ничего, – сказал Вячеслав Макаров. – Надо делать такие вещи, которые меняют нашу жизнь. Вот мобильный телефон — это вещь, которая изменила нашу жизнь. Когда таких вещей будет сто, тысяча, тогда, я уверен, преобразится наша страна».
Педагоги и руководители образовательных организаций с большим интересом и воодушевлением слушали выступление секретаря политсовета партии. Они разделили обеспокоенность Вячеслава Макарова тем, что некоторые молодые специалисты, получив образование за бюджетный счет, покинули Родину. Это негативное для нашей страны явление имеет место до сих пор, хотя многие, пожив на чужбине, уже стремятся вернуться в Россию. Такие примеры Вячеслав Макаров засвидетельствовал лично.
«Когда я был с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко с рабочим визитом в Гонконге, ко мне подходили выпускники Академии имени Можайского, – рассказал спикер ЗакСа и секретарь политсовета партии. – Я не скажу, что у них там большие зарплаты. Им платят абсолютно небольшие зарплаты по современным российским меркам. Они говорят: «Мы готовы вернуться, потому что мы здесь дорастаем до определенного уровня, мы своей головой закладываем основу, продвигаем, но нас не повышают, потому что они не считают нас своими здесь, на этой земле, на этой территории». И вот подумалось: как сделать так, чтобы люди оставались и работали в России?»
Вячеслав Макаров признался, что не может не ностальгировать по советскому времени, по Советскому Союзу, которому присягал и которым гордился. «Было время, когда люди работали по 19, 20 часов в сутки самозабвенно, за ту зарплату, которая была у всех, – сказал спикер ЗакСа. – Да, не было тех баснословных, непонятно как заработанных денег, что, я считаю, не является благом для развития нашего общества. Когда ни с того ни с сего человек назначает себя миллионером и становится миллионером. А люди, которые своими руками делали великие вещи, становились признанными в обществе, их любили и к ним относились с таким трепетным чувством. И моральное поощрение никто никогда не отменял. Когда этим людям не забывали говорить «спасибо» и присваивали им звание лауреата Государственной премии, Ленинской премии, звание Героя Социалистического Труда, награждали орденами, медалями».
Директор президентского лицея № 239 Максим Пратусевич подчеркнул, что в нашей стране сохраняется очень большой потенциал и задел – это традиции нашего естественнонаучного и математического образования. «Я всегда говорил, что это такое же наше богатство, как нефть и газ, даже лучше, потому что оно возобновляемое и не теряется, – сказал директор. – Совершенно неожиданную поддержку этим мыслям я получил в стане тех людей, с которыми мы сейчас разошлись. В одном из интервью американский президент Барак Обама сказал: развивайте свою математику, развивайте свое инженерное образование, и вам не останется ничего другого, как быть великой страной. Я считаю, что это то немногое, в чем он прав. И наша задача — развивать наше естественнонаучное, физическое образование, образование в области информационных технологий». Максим Пратусевич отметил, что общая задача – выстроить непрерывную цепочку обучения. Выпускники школ не должны пропасть в вузе, напротив, они должны учиться там на пределе своих возможностей. Начав работать еще в вузе, они должны прийти на инновационное производство, на котором они тоже будут трудиться на пределе своих возможностей на благо Родины. Уже сегодня изобретения воспитанников лицея № 239 востребованы: так, лицеисты разработали вошедший в серийное производство датчик для измерения внутричерепного давления. «Поскольку пустить детей в больницу для испытаний нельзя, они его тестировали на коробочках с желе, – сказал Максим Пратусевич. – Надо усилить внимание к таким детям — чтобы СМИ их интервьюировали и пропагандировали».
Секретарь политсовета петербургского отделения «Единой России» Вячеслав Макаров согласился с этим посылом. «Человеку важно понимать, что он обласкан обществом, что его ценят ученики, – сказал Вячеслав Макаров. – Надо, чтобы жуликов и воров вообще не замечали, а чтобы люди этих профессий, люди труда, купались в лучах уважения».
Методист по математике Приморского района Анна Мочкина увидела проблему шире и выступила с критикой существующей системы повышения квалификации педагогов. «Учителя не видят дальше своего носа. По уровню образования мы остались на уровне тридцатилетней давности, – сказала методист Приморского района. – И пополнить свои знания учителя не могут. Университет Санкт-Петербурга должен снизойти к нам и провести ликбез, рассказать, что востребовано, какие специальности, какие технологии, чем дышит сегодня наука. Вторая проблема – исследовательская деятельность учащихся, которая позволяет выявить талантливых, одаренных детей».
Вячеслав Макаров согласился с предыдущим оратором и подчеркнул, что система повышения квалификации наших учителей должна развиваться.
В заключение встречи спикер ЗакСа предложил всем участникам совещания, кто не задал вопросов, адресовать их ему в письменном обращении. Кроме того, Вячеслав Макаров заявил, что в президентском лицее № 239 лицее нужен интернат, чтобы здесь могли учиться одаренные дети не только из Санкт-Петербурга, но и из самых отделанных уголков нашей бескрайней страны. Вячеслав Макаров не по наслышке знает о насущных проблемах молодых и талантливых педагогов. Вот и теперь он напомнил учителю математики лицея № 239 Егору Филатову, который на протяжении нескольких лет готовит победителей школьных олимпиад, написать обращение на его имя для решения жилищного вопроса. А в завершение встречи приглашенные учителя и директора школ получили из рук председателя городского парламента благодарственные письма на особых бланках, изготовленных для этого случая типографией Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В каждом из них — теплые слова признательности за нелегкий и важный труд педагогов, кующих будущее нашей Родины.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»