Результат эксперимента с «интеллектуальным видеонаблюдением» на одной станции петербургского метро - «Ладожской» - стоимостью 5,5 млн рублей — нулевой. Но решено создать систему, и потратить на нее ещё 570 млн, распространив нововведение на 14 станций. Разработчики уверяют, что не слишком удачный опыт - лишь толика нового могучего комплекса, не имеющего аналогов в России.
Результат эксперимента с «интеллектуальным видеонаблюдением» на одной станции петербургского метро стоимостью 5,5 миллиона рублей — нулевой. Но решено потратить на систему, позволяющую идентифицировать пассажиров, ещё 570 миллионов рублей, распространив нововведение на 14 станций. Разработчики уверяют, что не слишком удачный опыт на «Ладожской» – лишь толика нового могучего комплекса, не имеющего аналогов в России.
Первый интеллектуальный видеокомплекс, позволяющий различать лица пассажиров метро и сравнивать их с фотопортретами разыскиваемых преступников, в Петербурге установили летом 2013 года на станции «Ладожская». В апреле 2014 года разработана проектная документация для интеллектуального видеонаблюдения для всех 67 станций. В октябре 2014 года комитет по транспорту объявил два конкурса на оборудование «интеллектуальным видеонаблюдением» 14 станций подземки. На безопасность планируется потратить более полумиллиарда рублей, но что именно предстоит сделать претенденту, покрыто государственной тайной. Понятно одно: если пилотный проект на «Ладожской» стоил 5 579 000 рублей, то в соответствии с новым заказом на оборудование каждой из 14 станций предполагается потратить в семь раз больше – около 40 000 000.
Несекретный секрет
При попытке узнать подробнее о планируемых работах сайт госзакупок предлагает потенциальным подрядчикам запросить конкурсную документацию в комитете по госзаказу, необходимое условие — лицензия ФСБ на право работать со сведениями, составляющими государственную тайну. Охраняемый секрет можно узнать, если заглянуть в находящееся в свободном доступе техническое задание конкурса, проведенного комитетом по транспорту в январе 2014 года, когда ООО «Стройтехсервис» получило право на заключение госконтракта по разработке проектной документации. Вместо 12 сдвоенных цифровых видеокомплексов высокой четкости, которые были предусмотрены пилотным проектом, каждая станция будет оснащена не менее чем 50 видеокамерами, работающими в единой системе.
Три в одном
«Фонтанка» обратилась к генеральному директору «Стройтехсервиса» Петру Васильеву. Гендиректор объяснил: система распознавания лиц, которая тестировалась на «Ладожской» – лишь малая часть комплекса, разработанного его компанией: «Этот комплекс состоит из трех систем. Ситуационная — это фактически мониторинговая система видеонаблюдения. Аналитическая система с интеллектуальными функциями позволяет, например, выделять движение человека против толпы, определять пересечение некоторых линий, контролировать пространство на предмет забытых вещей. Биометрическая система – это как раз система распознавания лиц. То, что мы сделали, объединив эти возможности в одном комплексе, — на сегодня уникальный опыт. У нас в стране аналогов точно нет, во всяком случае на гражданских объектах». О возможностях именно распознавания лиц пассажиров Петр Васильев рассказал с долей скептицизма, и не без оснований.
Пока не нашли
Результаты проводимых в течение года испытаний оказались непонятными. Напомним, ООО «ТехноОхранСервис» разработало и установило на «Ладожской» «Комплексную автоматизированную разыскную систему» (КАРС). Как уверяли корреспондента «Фонтанки» в компании, КАРС соответствует заявленным требованиям: распознает 98 % лиц из общего пассажиропотока (который на «Ладожской» составляет около 65 тысяч человек) и идентифицирует из них 92 % в случае соответствующего фото в базе разыскиваемых.
Правоохранительные ведомства, которым предложили воспользоваться возможностями, не отрицая потенциала нововведения, осторожны в оценках. С целью проверить эффективность оборудования в базы было занесено 150 разыскиваемых — по 50 человек от ФСБ, уголовного розыска главка и полиции метрополитена.
«За время проверочной эксплуатации системы лиц, объявленных в розыск органами безопасности, задержано не было», – ответили на вопрос о результатах эксперимента в управлении ФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Ответ не удивил, так как рассчитывать на то, что клиенты контрразведки направятся под видеокамеры, широко анонсированные прессой, не приходилось.
В управлении полиции метро признались, что и у них результата работы системы нет. Что, по мнению разыскников, ровным счетом ничего не говорит о действительных возможностях системы: «С аппаратурой работает гражданская организация. Попросили 50 фотографий разыскиваемых. Любых. На предложение подобрать тех, кто действительно может появиться в метро, ответили: давайте всех подряд». В результате из 50 внесенных в файлы 36 человек, интересующих полицию, не являются петербуржцами, и шанс на их появление в местной подземке почти нулевой. Что касается остальных 14, то, как усмехнулся наш собеседник в подземной полиции, четверо из них вряд ли когда пользовались столь демократичным видом транспорта, да и остальные, насколько известно, являются приверженцами личных авто. Учитывая рекламу мероприятия, их шансы попасть под камеры, которые бы их распознали и сравнили с хранящимся в базах эталоном искомой личности, ничтожны.
«Мы не знаем, работает система или нет. Скорее всего, наших клиентов на «Ладожской» просто не было», – заключили в управлении.
«В настоящее время развитие техники не дает возможности реализовать необходимый силовым ведомствам процент распознавания, это мировой опыт, – уверяет Петр Васильев, – пока не создано таких устройств, которые могли бы в толпе распознавать лица с вероятностью 90 %. Это проблема, над которой бьются и англичане, и японцы, и американцы. Пока не решили».
Данные независимого контроля опытной системы не разглашаются. В приватных разговорах специалисты говорят, что реальные цифры находятся в пределах 50 – 60 % распознавания и идентификации.
Схема для шпиона
Не является тайной список из 14 станций, которые будут в первую очередь оборудованы системами распознавания лиц. Плотнее всего окажется перекрыта оранжевая линия — там системой распознавания должны быть оборудованы станции «Лиговский проспект», оба вестибюля «Площади Александра Невского», «Новочеркасская» и тестирующаяся уже более года «Ладожская». На зеленой ветке, кроме «Площади Александра Невского» 1 и 2, в программу попала станция «Рыбацкое». На синей ветке – «Проспект Просвещения», «Удельная», «Московская» и «Купчино», на красной линии – «Девяткино», «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». На фиолетовой линии оборудована новыми камерами должна быть только одна станция – «Старая Деревня».
Как рассказал информированный собеседник «Фонтанки», этот выбор не случаен. Шесть станций – "Девяткино", "Проспект Ветеранов", "Проспект Просвещения", "Московская", "Площадь Александра Невского-1" и "Площадь Александра Невского-2" – представляют шесть разных типовых проектов, и при их оборудовании будет получен опыт, позволяющий уверенно работать на схожих объектах метро. Восемь других станций выбраны как минимально охваченные действующей системой видеонаблюдения и нуждающиеся в первоочередном дооснащении.
Кто обеспечит безопасность
Участники закрытого конкурса пока неизвестны. Руководитель компании-разработчика проекта Петр Васильев не уверен, будет ли его фирма бороться за миллионы: «На подобных аукционах нам сложно реально претендовать на заказ, можем просто не найти достаточно средств для обеспечения контракта».
Во входящем в Группу компаний «Сордружество» Николая Кононова ООО «ТехноОхранСервис», которое разрабатывало и устанавливало опытный комплекс КАРС на «Ладожской», от комментариев отказались. Отметим, что автор опытного образца не участвовал и в конкурсе на разработку проекта для 67 станций, хотя ранее и декларировал такое намерение. Занятно: немотря на то что на официальном сайте госзаказа сроком исполнения пилотного контракта указан декабрь 2013 года, данные о подписании акта выполненных работ отсутствуют, а сам контракт находится в стадии «исполнение».
За чей счет
Как заверили журналиста, городские деньги потрачены не будут, программа полностью финансируется из федерального бюджета в соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте. Закрытые аукционы по обоим лотам должны быть проведены 10 ноября.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»