Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -5

2 м/с, ю-в

746мм

96%

Подробнее

Пробки

3/10

Сокровище и разочарование министра-коллекционера

1753
ПоделитьсяПоделиться

Обнаруженная в Петербурге коллекция экс-министра финансов Алексея Кузнецова уже принесла российской культуре как минимум одну сенсацию. Среди прочих в ангаре на Малой Митрофаньевской найдена картина русского авангардиста Роберта Фалька «Девочка в кресле». Столичные специалисты считали ее пропавшей, и редкий коллекционер не мечтает заполучить ее. Правда, есть мнение, что Кузнецову всучили подделку. Не исключено, что обошлась она как настоящая, в миллионы долларов.

Следственный комитет решил частично показать коллекцию картин и предметов роскоши, якобы приобретенную на похищенные деньги экс-министром финансов Подмосковья Алексеем Кузнецовым и его женой Жанной Буллок. Среди прочего великолепия, представленного на видеоролике, специалистам в первую очередь бросилась в глаза картина культового русского авангардиста Роберта Фалька (1886-1958), участника художественного объединения «Бубновый валет». Его «Девочка в кресле» датируется 1920 годом.

.

Видео с сайта sledcom.ru

ПоделитьсяПоделиться

Среди столичных экспертов, коллекционеров и ценителей картина считалась пропавшей. В 2006 году вышел уникальный 872-страничный каталог-резоне "Живопись Роберта Фалька. Полный каталог произведений". Составляли его легендарный искусствовед Дмитрий Владимирович Сарабьянов, умерший в прошлом году, и лучший, пожалуй, фалькинист современности Юлия Викторовна Диденко – эксперт отдела живописи научно-исследовательской независимой экспертизы имени П. М. Третьякова. Каталоги-резоне отличаются от обычных исчерпывающими освещением творческого пути и базой работ художника, ориентированностью на ученых и узких специалистов.

Среди коллег монументальность труда Сарабьянова и Диденко не вызывала сомнений. Каталог весом четыре килограмма содержит 1210 работ Роберта Фалька. Скрупулезности, достоверности и полноте сведений помог сам художник, который при жизни вел список написанных картин. В его перечне и каталоге "Девочка в кресле" присутствует в единственном экземпляре, то есть Фальк не дублировал ее, как, например, Малевич – «Черный квадрат». Под каталожной картиной авторы оставили подпись: «Местонахождение неизвестно». Поэтому-то коллекционеров кадры комитетского видеоролика взволновали не на шутку.

«Фонтанка» выяснила, что распакованная в ангаре на Малой Митрофаньевской коллекция подарила миру как минимум вторую «Девочку». Еще одна незаметно хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, где уверены, что картина из запасников Кузнецова-Буллок – не настоящая. Специалист музея по авангарду Ольга Горнунг сказала изданию:

«Наша картина попала в Свердловск в том же 1920 году, приехав с выставкой московских и екатеринбургских художников. И здесь осталась. В раннем Советском Союзе государство приобретало картины в общий фонд, из которого в дальнейшем они передавались в провинциальные коллекции. Создание своеобразной сети музеев современного искусства в далеких от столицы регионах поддерживали виднейшие художники, в том числе Малевич. В наш музей, тогда Свердловская картинная галерея, "Девочку в кресле" передали в 1936 году. Состояние красочного слоя и холста, характерный почерк Фалька не оставляют сомнений в подлинности картины, ее недавно подтвердили эксперты. Она за всю историю была только на одной выставке, музей не покидает, за границу не ездила. У нас востребованы Кандинский и Малевич, вот их и возим. Провенанс (история картины) нашей «Девочки в кресле» стопроцентный. После выхода каталога я связывалась с Юлией Викторовной Диденко. Оказалось, что ни она, ни Дмитрий Владимирович попросту не знали о свердловской истории с выставкой 1920 года».

Напоследок Ольга Анатольевна вспомнила, что несколько лет назад на салоне в Москве кто-то выставил еще одно, не «свердловское», произведение Фалька. Однако попытка вывести картину в свет, сделать ей историю, провалилась. Дмитрий Сарабьянов провел исследование и не подтвердил подлинность.

В мире художественного подполья заказчики предпочитают не афишировать себя, чек на миллионы долларов не считается из ряда вон, а спрос на произведения искусства благодаря плотной прослойке нуворишей, добившихся материального счастья и перешедших к освоению аристократических привычек, крайне высок. Подделку, которая зачастую представляет собой не меньший шедевр, чем оригинал, можно продать только с достоверным провенансом. Его создают месяцами, используя специалистов, экспертов, "легализуя" через частные коллекции, показывая на выставках, в салонах, на биеннале. Подпись "Местонахождение неизвестно" расширяет фантазию и облегчает задачу.

Фальк считается очень дорогим художником, и на него есть спрос. В ноябре прошлого года на аукционе Sotheby's работу авангардиста «Мужчина в котелке. Портрет Якова Каган-Шабшая» оценили примерно в 5 млн долларов. Неизвестный покупатель отдал по итогам аукциона в несколько раз больше стартовой стоимости.

Известнейший российский коллекционер живописи Андрей Васильев в разговоре с «Фонтанкой» поделился соображениями:

«Это очень интересная ситуация. Фалька, конечно, подделывают, несмотря на то, что он довольно узнаваем, с очень характерной манерой. Все, что стоит денег, – подделывается. Я не исключаю, что картина из провинциального музея была клонирована. Если принять слухи о финансовом состоянии бывшего министра и его супруги за правду, то ничего удивительного, что, имея такие деньги, вещи покупаются без афиширования. Логично, что подделка ушла не к тем коллекционерам, которые регулярно выставляют свои собрания, а в закрытый дом. Я думаю, экспертам будет интересно поработать с найденной «Девочкой в кресле».

Кстати Алексей Кузнецов уже успел откреститься от найденного в Петербурге груза, готового к переправке в США на имя Жанны Буллок . Адвокат экс-министра не без юмора пояснил «Коммерсанту», что госпожа Буллок давно вывезла из России все, что могла.
Кузнецову, впрочем, и так не до сокровищ. 17 октября во Франции решится вопрос об экстрадиции по делу о мошенничестве на 10 млрд рублей. Но даже на свободе обладатель потаенной коллекции вряд ли предъявит претензию государству (найденное в ангаре передали на хранение Эрмитажу. – Ред.), а тем более поддельщикам. Публично объяснить, на какие деньги приобретались произведения искусства или их клоны, гораздо сложнее, чем смириться с потерей и досадой от того, что тебя провели на Фальке.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close