Цены на бензин в Петербурге пошли в рост со скоростью 0,3% в неделю. Такими ударными темпами к Новому году Аи-95 будет стоить почти 37 рублей за литр. Специалисты подозревают, что нефтяные компании специально создают дефицит в России, чтобы компенсировать свои неудачи на экспорте бензина, вызванные падением цены на нефть. Писали письма президенту, но бесполезно. Никаких предпосылок для снижения цен нет, они будут только расти.
Средняя стоимость бензина в Петербурге, по данным Петростата на 13 октября, составила 33,3 рубля за литр. В частности, стоимость литра Аи-95 составила 35,56 рубля, Аи-92 — 32,26 рубля, А76 (Аи-80) — 30,8.
В последнее время бензин в городе дорожал со скоростью 0,2-0,5% в неделю. По данным Петростата, с 6 по 13 октября средняя цена выросла на 0,2%, с 15 по 22 сентября — на 0,3%, с 8 по 15 сентября — на 0,6%. С начала года бензин подорожал примерно на 7%. Если предположить, что бензин будет дорожать со скоростью 0,3% в неделю, то к Новому году средняя цена составит 34,3 рубля, в частности 36,7 рубля за литр Аи-95 и 33,4 рубля за Аи-92.
Как уже писала «Фонтанка», рост цен на бензин на автозаправочных станциях происходит вследствие роста цен на оптовом рынке. С начала года рост бензина «Регуляр-92» составил 35,5%, «Премиум-95» — 32,8%. По данным Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с 20 сентября по 20 октября «Регуляр-92» подорожал с 40,4 тыс. до 40,8 тыс. рублей за тонну, «Премиум-95» — с 41,4 тыс. до 44,4 тыс. рублей, дизельное топливо — с 32,2 тыс. до 32,9 тыс. рублей.
Цены на бензин на оптовом рынке в России устанавливают его продавцы, то есть нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие крупнейшим в стране нефтегазовым компаниям, и посредники. Например, Киришский НПЗ принадлежит компании «Сургутнефтегаз», Московский НПЗ, Омский НПЗ и «Ярославнефтеоргсинтез» — компании «Газпром», Ачинский, Саратовский, Куйбышевский, Комсомольский и еще несколько НПЗ — «Роснефти», «Нижегороднефтеоргсинтез», «Пермнефтеоргсинтез» и еще ряд — ЛУКОЙЛу.
Эти компании поставляют бензин на собственные АЗС, продают за границу и продают владельцам автозаправочных станций, не имеющим собственного бизнеса по добыче и переработке нефти. Каждую неделю в России производят около 700 тыс. тонн бензина, из которых около 600 тыс. тонн направляют на внутренний рынок (в том числе через биржу), 100 тыс. тонн — на экспорт.
Как сообщил «Фонтанке» Ринат Фаттахов, акционер ЗАО «Ардос», которое занимается оптовой торговлей нефтепродуктами, в течение последних лет цена на бензин на внутреннем оптовом рынке была, в среднем, на 1,5 тыс. рублей за тонну выше, чем цена, по которой нефтяные компании продавали его на экспорт.
«Впервые в этом году экспортная цена на 14-16 тыс. рублей за тонну ниже, чем на внутреннем рынке. В этой ситуации нефтяные компании создают дефицит на внутреннем рынке, ведущий к росту цен в России, и за счет этого компенсируют потери на экспорте», — сказал он.
У производителей бензина есть обязательство перед государством продавать через биржу не менее 10% произведенных нефтепродуктов. Чтобы выполнить этот показатель, производители бензина часто продают бензин друг другу, а также самим себе, через родственные компании, говорят эксперты. Этим явлением заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба.
Чуть более недели назад глава ФАС Игорь Артемьев заявил на пресс-конференции, что некоторые участники покупают у других определенный объем нефтепродуктов, и такой же объем покупается в другую сторону, что приводит к увеличению цены при отсутствии фактической сделки. «Это имитация… Сделки осуществляют брокеры, а есть ли задание компаний — давайте посмотрим… Возможно, мы сделаем обвинение в нарушении законодательства, манипулировании ценами», — говорил он. В ФАС «Фонтанке» сообщили, что пока раскрывать подробности преждевременно, и обещают сделать это в ближайшие дни.
Количество остатков бензина постоянно уменьшается. По данным Минэнерго, 29 сентября они составляли 1,5 млн тонн, 6 октября — 1,4 млн тонн, 15 октября — 1,3 млн тонн. «Анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением страны стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме», — пишет Минэнерго в каждом пресс-релизе о нефтепродуктах.
Ситуация осложняется тем, что в сентябре закрылись на ремонт семь нефтеперерабатывающих заводов, среди которых Московский НПЗ («Газпром»), Ачинский НПЗ и Ангарская нефтехимическая компания («Роснефть»).
К этим, много раз перечислявшимся проблемам, недавно добавилась еще одна — продажа нефти. Эталонной нефтью на мировом рынке считается нефть сорта Brent, ее цена служит индикатором цены на нефть всех других сортов, в том числе для марки Urals, под которой Россия продает нефть за границу. В последние годы сделки по купли-продажи нефти Brent проводились по $110-115 за баррель. Однако с 22 июня 2014 года ее цена начала падать. Сегодня, 20 октября, она составляет $86 за баррель. За этот же период российская нефть Urals подешевела со $109 до $80,7 за баррель.
Как сообщил «Фонтанке» президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, в России цены на бензин зависят не от мировых цен на нефть, а от затрат на добычу нефти, транспортировку, переработку в бензин, его хранение и снова транспортировку, а также от налогов. Эти затраты растут, налоги — меняются.
«В отличие от частных владельцев АЗС, вертикально интегрированные компании имеют на своем конце собственные сети АЗС. По частным владельцам все ясно — вот покупная цена бензина, вот продажная. В ВИНКах же цена спрятана во всей этой длинной цепочке, от добычи до АЗС, и даже порой антимонопольная служба не может понять, где у них там заложена прибыль, — говорит Ашихмин. — "Потратили три рубля на всю цепочку, и продали за три рубля. Вы в убыток, что ли, работаете? " — "Да, работаем в убыток ". У них прибыль спрятана во всей этой длинной цепочке».
«Поэтому мы правительству говорим — надо понижать оптовые цены путем насыщения рынка нефтепродуктами. Объем нефтепродуктов, который есть, обеспечивает только АЗС ВИНКов, частникам топлива уже не хватает. И по прямым договорам эти объемы не выполняют ВИНКи. В результате идут все на биржу — там ажиотаж, ВИНКи подняли цены. В результате частные компании покупают бензин за три рубля и продают его за три, не получая никакой прибыли», — сказал Ашихмин.
Многие страны, в которых развита нефтедобывающая промышленность, стараются держать низкие цены на внутреннем рынке. Например, в Венесуэле полный бак бензина стоит меньше $1 (по данным компании Global Petrol Prices на 20 октября, литр стоит $0,01), а литровая бутылка воды — больше $1, говорит Фаттахов. Значительно дешевле стоит бензин в Объединенных Арабских Эмиратах — $0,47.
Считается, что самый дорогой бензин в мире — в Норвегии, которая, между прочим, тоже добывает нефть. По данным Global Petrol Prices, литр бензина в этой стране стоит $2,33. Однако и уровень жизни в Норвегии выше, чем в России. Существуют различные индексы покупательной способности, которые позволяют сравнить цены в разных странах не просто между собой, а с учетом особенностей экономики этих стран. Например, есть индекс «бигмака» — средняя цена гамбургера в «Макдоналдсе» определенной страны. Несмотря на смешной подход, он позволяет определить приблизительный уровень жизни в стране, так как в его цену заложена стоимость продуктов, аренды помещения и так далее.
Например, в Норвегии «бигмак» стоит 316 рублей, а в России — 106 рублей, то есть в 2,98 раза дороже. Это значит, что если бы «бигмак» в Норвегии стоил, как в России (т. е. если бы там была российская экономика), литр бензина стоил бы 31,9 рубля. Получается, что в стране, в которой самый дорогой бензин, на самом деле он дешевле, чем в России. В США гамбургер стоит 146 рублей, а бензин — $0,9 за литр. Это значит, что в российских ценах бензин в Америке стоит 26,7 рубля за литр.
Отметим, что создание дефицита бензина в России и, как следствие, рост его цены, связано с еще одним обстоятельством — высокой монополизацией рынка. «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз» и «Газпром» контролируют 75% добычи нефти в России. Напомним, что в последние годы количество нефтедобывающих компаний сокращалось, не без участия государственных, в том числе правоохранительных органов. В 2003 году «Роснефти» перешли активы компании «ЮКОС». В 2005 году «Газпром» купил у Романа Абрамовича «Сибнефть». В 2013 году «Роснефть» купила ТНК-BP.
Работавший в конце 1990-х годов министром топлива и энергетики, а затем — премьер-министром России Борис Немцов высказал в блоге «Эха Москвы» мнение, что арест Владимира Евтушенкова может быть связан с «желанием захватить» принадлежащую ему «Башнефть» — «единственную нефтяную компанию в России, которая сильно увеличила добычу нефти, более, чем на 9%, в первом полугодии 2014 года».
«Девальвация — важнейшая причина роста цен на бензин. Поскольку долги нефтяных компаний — это кредиты западных банков в долларах, … повышают цены, чтобы не снижалась долларовая выручка. То есть цена на бензин следит за курсом рубля, а не за мировой ценой на нефть… Доллар дорожает, бензин тоже. (А доллар дорожает, когда нефть на мировом рынке дешевеет)… Хотят повысить цены, и повышают. Потери на внешнем рынке компенсируют ростом цен в России», — считает Немцов.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»