Путин рассказал, что позволено медведю

440
ПоделитьсяПоделиться

Риторика президента Владимира Путина на выступлении перед экспертами клуба «Валдай» 24 октября была близка к Мюнхенской речи 2007 года, пожалуй, самой жесткой за всю историю его президентства. Критика системы однополярного мира и действий США, намеки на реальное разрушение договоренностей о разоружении — именно этому была посвящена большая часть его выступления. Тем не менее, он оставил место для маневра, еще раз подчеркнув, что Россия готова идти на нормализацию экономических отношений с Европой и не забыла, что США были союзником во Второй мировой.

Еще ни одно заседание клуба "Валдай", впервые собранного в 2004 году, не обошлось без выступления Владимира Путина. В этом году пресс-служба президента до последнего в тайне держала основные тезисы его речи, однако тема заседания «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?» как минимум давала понять, что Путин расскажет о своем видении международной ситуации. «Я вас тоже не разочарую,— сразу же пообещал клубу президент.— Буду говорить прямо, откровенно, некоторые вещи, может быть, покажутся избыточно жесткими». После чего сразу приступил к критике однополярной модели.

Фактически президент вернулся к риторике 2007 года, когда из-за планов США разместить ПРО на территории Польши, обиды за цветные революции в Грузии и на Украине, отношения России и Америки охладели до рекордного с момента распада СССР уровня. Именно тогда прозвучала Мюнхенская речь Путина, в которой президент раскритиковал однополярную модель, обвинил Штаты в нарушении Варшавского договора и консервации экономического развития стран «третьего мира». Она послужила поводом для полемики в западных (прежде всего американских) политических кругах о возобновлении холодной войны. Американские делегаты на конференции сошлись во мнении, что в речи Путина имели место «самые агрессивные выражения, которые кто-либо из российских лидеров делал со времён холодной войны».

В этот раз президент снова напомнил, как «мучительно», «десятилетиями» складывалась система международной безопасности после Второй мировой войны. Путин «убеждён, этот механизм сдержек и противовесов, который в предыдущие десятилетия трудно складывался, нельзя было ломать». Однако Соединённые Штаты, как подчеркнул президент, «объявившие себя победителями в холодной войне», «самоуверенно подумали, что в учете чужих интересов просто нет нужды». «И вместо установления нового баланса сил, который является необходимым условием порядка и стабильности, напротив, были предприняты шаги, которые привели к резкому усугублению дисбаланса», – сказал он. «Холодная война» закончилась. Но она не завершилась заключением «мира», понятными и прозрачными договорённостями о соблюдении имеющихся или о создании новых правил и стандартов. Создалось впечатление, что так называемые победители в холодной войне решили дожать ситуацию, перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы», – добавил он.

Одновременно с этим, обвиняя США в том, что они ведут себя как «нувориши», на которых свалилось в данном случае «мировое господство», он оставил большой маневр для европейских партнеров. Более того, в его речи можно было обнаружить намеки на то, что Россия считает, что Европа в санкциях не виновата, полагая, что по-другому соседи не могли поступить из-за давления США. «При этом Россия не будет, хочу обратить ваше внимание на это, не будет вставать в позу, обижаться на кого-либо, кого-либо о чём-либо просить. Россия – самодостаточная страна», – заверил он. Да, признался президент, санкции мешают нам жить. Более того, уверен президент, «санкциями нам пытаются навредить, блокировать наше развитие, подтолкнуть к самоизоляции в политике, экономике, в культуре, то есть к отсталости подтолкнуть».

Тем не менее, Россия не хочет закрываться от остального мира, всегда «готова к диалогу, в том числе и по нормализации экономических отношений, и политических тоже». И прежде всего здесь Россия рассчитывает на прагматичный подход и позиции бизнес-кругов ведущих стран мира.

Одновременно реверансом в сторону Китая выглядели пояснения по поводу сближения с азиатской стороной. В ней, судя по риторике Путина, Россия теперь видит реального конкурента США на мировой арене, страну, которая сможет разбить однополярную модель. (Отметим, раньше в своих выступлениях Путин все-таки противовесом отмечал Россию, которая должна сохранить влияние на страны СНГ). «Сегодня звучат утверждения, что Россия якобы отворачивается от Европы, – наверное, и в ходе дискуссий это звучало, – ищет других деловых партнёров, прежде всего в Азии. Хочу сказать, что это абсолютно не так. Наша активная политика в Азиатско-Тихоокеанском регионе началась отнюдь не сегодня и не в связи с санкциями, а уже более чем несколько лет назад. Исходили, так же, как и многие другие страны, из того, что Восток занимает всё более значимое место в мире и в экономике, и в политике, этого не учитывать просто нельзя», – заявил он.

При этом он подчеркнул, что Россия не собирается «сколачивать какие-то блоки и втягиваться в «обмен ударами». «Россия вообще не хочет какого-либо особого, исключительного места в мире. Мы просто хотим, чтобы наши интересы учитывали и нашу позицию также уважали»,— подытожил Владимир Путин.

Самые главные тезисы сочинской речи:

Об однополярности:

«Момент однополярности убедительно продемонстрировал, что наращивание доминирования одного центра силы не приводит к росту управляемости глобальными процессами. Напротив, подобная неустойчивая конструкция доказала свою неспособность эффективно бороться с такими подлинными угрозами, как региональные конфликты, терроризм, наркотрафик, религиозный фанатизм, шовинизм и неонацизм. В то же время она открыла широкую дорогу для проявления национального тщеславия, манипулирования общественным мнением, грубого подавления воли слабого волей сильного. По своей сути однополярный мир – это апология, апологетика диктатуры и над людьми, и над странами.(...)

Союзникам Штатов всегда говорили: «У нас есть общий враг, он страшен, это центр зла; мы вас, своих союзников, защищаем от него, и, значит, у нас есть право вами командовать, заставлять жертвовать своими политическими и экономическими интересами, нести расходы на коллективную оборону, но руководить этой обороной будем, конечно, мы». Словом, сегодня очевидно стремление уже в новом, изменившемся мире реализовать привычные схемы глобального управления, и всё в расчёте на то, чтобы обеспечить свою исключительность и получить политические и экономические дивиденды.

О вине США в образовании экстремистских группировок:

«В Сирии, как в былые времена, Соединённые Штаты и их союзники впрямую начали финансировать и снабжать оружием боевиков, потворствовать пополнению их рядов наёмниками из разных стран. Позвольте спросить, откуда у боевиков деньги, оружие, военные специалисты? Откуда это всё берётся? Как получилось, что этот ИГИЛ так называемый, пресловутый, превратился в мощную, фактически армейскую группировку?

(...)

Откуда поступают новые рекруты? В том же Ираке в результате свержения Саддама Хусейна были разрушены государственные институты, включая армию. Мы тогда ещё говорили: будьте аккуратными, острожными, куда вы выгнали этих людей? На улицу. Что они будут делать? Не забывайте, справедливо было или несправедливо, но они были в руководстве достаточно большой региональной страны – во что их превращаете? Что получилось? Десятки тысяч солдат и офицеров, бывших активистов партии «Баас», выброшенных на улицу, сегодня пополнили отряды боевиков. Может быть, здесь кроется, кстати говоря, и дееспособность ИГИЛ? Они действуют реально, очень эффективно с военной точки зрения, реально профессиональные люди.

О выходе США из договора по ПРО:

«Отсюда – следующая реальная перспектива – разрушение действующей системы договоров об ограничениях и контроле над вооружениями. И начало этому опасному процессу положили именно США, когда в 2002 году в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО. Обращаю ваше внимание — не мы это начали! (…)

Многие государства не видят других гарантий обеспечения суверенитета, кроме как обзавестись своей собственной бомбой. Это крайне опасно. Мы настаиваем на продолжении переговоров, мы не просто за переговоры – мы настаиваем на продолжении переговоров по сокращению ядерных арсеналов. Чем меньше ядерного оружия в мире, тем лучше. И готовы к самому серьёзному предметному разговору по вопросам ядерного разоружения, но именно к серьёзному – как говорится, без двойных стандартов. (…).

Что имею в виду? Сегодня многие виды высокоточного оружия по своим возможностям уже приблизились к оружию массового поражения, и в случае отказа, полного отказа от ядерного потенциала или критического снижения его объёмов страны, обладающие лидерством в создании и производстве высокоточных систем, получат явное военное преимущество. Будет сломан стратегический паритет, а это чревато дестабилизацией. Возникает соблазн использования так называемого первого глобального обезоруживающего удара. Словом, риски не снижаются, а возрастают».

О Крыме и Косово:

«Есть древняя пословица: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он у нас в стране вообще считается хозяином тайги. Ему в других зонах неудобно. Но он никому тайгу не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира».

Об открытости к диалогу:

Санкции, конечно, нам мешают, этими санкциями нам пытаются навредить, блокировать наше развитие, подтолкнуть к самоизоляции в политике, экономике, в культуре, то есть к отсталости подтолкнуть. Но мир, хочу это подчеркнуть, я уже об этом сказал и повторю, мир кардинально изменился. Мы не намерены от него закрываться и выбирать какой-то путь закрытого развития, путь автаркии, всегда готовы к диалогу, в том числе и по нормализации экономических отношений, и политических тоже. Рассчитываем здесь на прагматичный подход и позиции бизнес-кругов ведущих стран мира.

Справка:

Клуб "Валдай" был создан в сентябре 2004 года. Свое название он получил по месту проведения первой конференции – в Великом Новгороде, недалеко от озера Валдай. Клуб объединяет ведущих зарубежных политологов и экспертов, специализирующихся на исследованиях в области российской экономики и культурно-гуманитарной сферы. Заседания клуба проводятся ежегодно в разных регионах России.

11 встреча дискуссионного клуба проходит в Сочи 22-24 октября. Его ключевыми темами стали управляемость международной политической системы, ситуация на Украине и Ближнем Востоке. Участие в работе клуба в 2014 году принимают 108 экспертов, историков и политологов, больше половины из которых – иностранцы из 25 стран.

Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close