Глава группы компаний «Размах» (экс-«Ассоциация по сносу зданий») Игорь Тупальский заочно арестован и объявлен в розыск. Таков результат очередного судебного заседания по уголовному делу об убийстве в 2005 году фактической владелицы холдинга «Петрохим-Технология» Оксаны Ледневой. Тупальский в этом деле имеет статус подсудимого и больше отсутствует, чем присутствует, – якобы по болезни.
Тяжёлые понедельники
Происшедшее 6 ноября в зале Ленинградского областного суда – классический пример того, как количественные накопления переходят в качественные. На протяжении уже почти года судья Светлана Наумова председательствует на процессе, в котором Игоря Тупальского обвиняют в заказе убийства Оксаны Леденевой. Судебные заседания назначаются по вторникам и четвергам, и в последнее время они проходят очень одинаково: адвокат подсудимого Иван Колосов встаёт и заявляет о том, что как раз накануне судебного заседания (в понедельник – до четвергов дело не доходит) его клиент неожиданно заболел.
Такие резкие ухудшения самочувствия Игоря Тупальского обычно сопровождались экстренными госпитализациями в одну из клиник Военно-медицинской академии. Естественно, адвокат Колосов, как и сам Тупальский, изредка появлявшийся на судебных заседаниях в промежутках между болезнями, предъявляли документы. Последние сомнений не вызывали: там имелось всё необходимое, что должно было быть указано в медицинских бумагах, предоставляемых суду. А если что-то у судьи Светланы Наумовой вызывало сомнения, то она говорила об этом адвокату Колосову, и в дальнейшем нужные документы доносились.
Стоит заметить: участвующий в деле гособвинитель Евгений Смагин не скрывал своего скептического отношения к происходящему – но делал это корректно, всегда удерживая себя в рамках правового поля. Судья Светлана Наумова только улыбалась – на этом процессе она почти ни разу не повысила голоса. Когда Игорь Тупальский добирался до зала суда после очередного больничного, она лишь интересовалась его самочувствием.
Но на судебном заседании, которое состоялось в прошлый вторник, 28 октября 2014 года, в эту чашу капнула, похоже, последняя капля.
Из ВМА в Рим
В тот день адвокат Иван Колосов сообщил суду об очередном обострении плохого самочувствия своего клиента и предоставил бумаги о его госпитализации в одну из частных клиник Рима. Эта новость не могла не вызвать напряжение: Рим – это не просто столица государства, расположенного на самом краю нашего континента. С Италией у России нет договора о правовой помощи по уголовным делам. Имеется лишь Конвенция между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам, заключённая в Риме в 1979 году. Более того, проверить подлинность документов, поступивших из частной римской клиники, российскому суду гораздо сложнее, чем проверить подлинность таких же документов, например, из Военно-медицинской академии.
И сегодня, 6 ноября 2014 года, после очередной неявки подсудимого на судебное заседание государственный обвинитель Евгений Смагин сделал ответный ход. Он представил суду документы о неоднократных авиа- и железнодорожных поездках Игоря Тупальского в те периоды времени, когда, согласно представленным суду документам, он находился на стационарном лечении в петербургской Военно-медицинской академии. Логичным финалом выступления прокурора стало ходатайство о заочном аресте Тупальского и объявлении его в розыск. Судья Светлана Наумова это ходатайство удовлетворила вопреки яростной отповеди защитников подсудимого.
У происшедшего разнообразные последствия.
Во-первых, слушание уголовного дела об убийстве Оксаны Ледневой приостановлено. И в таком состоянии этот процесс останется до того момента, когда Игорь Тупальский будет задержан, арестован и уже в таком качестве доставлен в суд. Если это случится на территории России, то временной промежуток между задержанием и возобновлением судебного процесса может быть недолгим. Если же это произойдёт на территории какого-нибудь зарубежного государства, то ситуация малопредсказуема. Непонятно, случится ли это в той стране, с которой у России подписана конвенция о правовой помощи, и непонятно, сколь долго продлится сама процедура экстрадиции – если она, конечно, будет запущена. Практика показывает, что такая процедура может длиться и годы.
Во-вторых, немалый интерес вызывает вопрос о юридических последствиях происшедшего для Военно-медицинской академии. Ведь судебное заседание 6 ноября даёт основания для выяснения происхождения тех документов, которые всё это время предоставлялись суду и из которых следовало, будто Игорь Тупальский находится там на стационарном лечении. Хотя, как сегодня выяснилось, он находился в разъездах в разных регионах России и за её пределами.
В любом случае пока можно констатировать: 9 лет спустя после убийства Оксаны Ледневой государство так и не смогло привлечь к уголовной ответственности заказчика этого преступления.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»