Желающим попрощаться с очередной исторической панорамой Петербурга – видом на Смольный собор с противоположного берега Невы – стоит поспешить. В привычном виде со Свердловской набережной возник новый нюанс – корпуса элитного жилого комплекса «Смольный парк». Впрочем, эксперты уверяют: когда в Петербург снова придет весна, листва скроет новостройки тридцатиметровой высоты. Градозащитники же собираются поднимать вопрос корректировки проекта на Совете по сохранению культурного наследия.
Первыми открыточную, знакомую многим панораму не узнали в реалии активисты сообщества «Петербургский гражданин». Они заметили, как сквозь оголенные деревья вместо уникального обзорного вида на Смольный собор со стороны Свердловской набережной растет современное строительство. Это вызвано бурным строительством элитного жилья, которое развернулось рядом с собором. Сейчас с набережной можно увидеть только купола храма Воскресения Христова.
Речь идет об элитном комплексе «Смольный парк». Его с 2010 года возводит «Группа ЛСР» на территории 8,6 га между улицами Смольного, Орловской и Смольной набережной. Четыре здания внутри квартала уже сданы. Во вторую очередь застраивается набережная и парк. Это еще 10 зданий высотой до 8 этажей. Пока ближайшие к воде здания достроены до 6 этажей, расположенные за ними — выше. «Если строительство будет продолжаться, то кирпичные здания прикроют и купола храма Воскресения Христова», – опасаются петербуржцы.
Исторически застройка этой части центра была невысокой — не выше трех этажей. В XIX веке на территории располагались Градские богадельни — позже психоневрологический интернат. В 2003 году администрация заключила инвестдоговор с ССМО «ЛенСпецСМУ» Вячеслава Заренкова. Компания должна была перебазировать интернат в Зеленогорск, перенести эколого-биологический центр Дворца творчества юных — на Крестовский остров, а детсад № 121 — на Таврическую улицу. За это застройщику разрешалось снести 8 старинных зданий, в том числе исключенные в 2002 – 2004 годах из перечня памятников здание богадельни имени Ярославского и служебную постройку второй половины XVIII века. Еще 4 здания, сад и его ограда остались выявленными объектами культурного наследия. В середине 2000-х проект перешел к «Группе ЛСР». Ее затраты на выполнение инвестусловий ранее оценивались в 2 млрд рублей.
Осень обнажила стройку
Проект застройки территории также обсуждался давно. Его разработало бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» и несколько раз значительно корректировало, представляя публике разные варианты. Более того, комплекс был частично понижен после проведения КГА исследования видимости построек. «Анализ видимости проводился при разработке схем зонирования территорий. Тогда была точно определена максимальная высота застройки в этом месте. Мы ничего не превышали», – говорит генеральный директор бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов. Все обязательные процедуры согласования проекта соблюдены, разрешительная документация получена, продолжают в «Группе ЛСР».
Юрия Земцова поддерживают коллеги. «Сегодня проезжал по Свердловской набережной. На мой взгляд, ничто Смольный собор не заслоняет. А фотографию можно снять как угодно. Уверен, что все, что строится в центре Петербурга, — возводится в соответствии с законом и высотным регламентом», – считает руководитель архитектурного бюро «Григорьев и партнеры» Владимир Григорьев.
Реализуемый проект — наиболее щадящий по отношению и к парку, и к собору, считает руководитель бюро «Студия 17» Святослав Гайкович. «Новые строения всегда загораживают старую застройку. Когда Федор Лидваль возводил здание гостиницы «Астория», был закрыт вид на половину Исаакиевского собора от Мариинского дворца. Проект Земцова — тактичный и вполне уместный. Изначально инвестор намеревался построить более высокие здания», – говорит Святослав Гайкович (известный в городе также как один из авторов "оптимизации" облика пресловутого комплекса "Монблан").
Во всем виновата осень, сходятся во мнении архитекторы – собеседники "Фонтанки". Летом листва закрывала стройку, и комплекс не бросался в глаза так однозначно. Придет весна, и проблема снова решится.
Покушение на Смольный
Что для архитекторов тактично и щадяще, для градозащитников — беда и кошмар. Комплекс Смольного собора входит в десятку лучших ансамблей российской архитектуры и в пятерку петербургских, уверен председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис. «Вид на Смольный собор уже пострадал из-за хаотичной застройки набережной Робеспьера (сейчас — Воскресенская наб. – Прим. ред.). Это трагедия для города. Любое покушение на восприятие шедевра, не важно с какой стороны, – серьезный удар по культурному наследию», – говорит Александр Марголис. Он намерен вынести проект на следующее обсуждение Совета по сохранению культурного наследия.
По словам Александра Марголиса, во время обсуждения проекта несколько лет назад ВООПИиК выступал за понижение высотной отметки застройки. Однако это предложение не было учтено. Градостроительные регламенты для этого участка понизили постфактум. Согласно новой версии городского закона о границах зон охраны, утвержденной в июне этого года, максимальная высота застройки на участке должна составлять 28 метров, фасадных зданий — 24 метра. Высота строящихся зданий — около 30 метров.
Градозащитники сравнивают ситуацию с видом на Смольный собор со строительством комплекса «Империал» компанией «ЛЭК» (сейчас «Л1»). Его возведение уничтожило панораму Новодевичьего монастыря. Правда, «ЛЭК» строила комплекс с 2007 года без разрешения, оно было получено только в 2009 году.
И это не единственная история с ударом по городским панорамам. В 2008 году здание товарно-сырьевой биржи «Санкт-Петербург» и комплекс «Финансист» вмешались в панораму стрелки Васильевского острова. После затяжного скандала Смольный принял решение срезать у биржи два этажа, сократив высоту здания с 67,6 метра до 57,3, однако нельзя сказать, что это так уж улучшило ситуацию. Многие помнят борьбу, развернувшуюся против строительства первого в городе небоскреба.
Еще одна признанная градостроительная ошибка Петербурга – упомянутый выше ЖК «Монблан», построенный напротив «Авроры». «Монблан» и «Финансист» вошли в список из 77 диссонирующих объектов, утвержденный весной этого года Министерством культуры.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»