Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 17

2 м/с, ю-в

761мм

67%

Подробнее

Пробки

5/10

Банкинг от бога

809
ПоделитьсяПоделиться

Для защиты российской экономики от «тлетворного влияния Запада» иерархи Русской православной церкви предлагают создать свою систему банкинга, без ростовщичества. Партнерами должны стать светский официально Китай и исламский мир. Эксперты полагают, что при уважении норм шариата наша страна может получить с Востока сотни миллиардов долларов, сняв зависимость от санкций США и Евросоюза.

Проблему экономической безопасности страны бизнесмены и служители культа обсуждали на прошедшей неделе на заседании клуба «Русский предприниматель», которое состоялось в соборе Христа Спасителя. Председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил отказаться от диктата глобальных центров, «которые все больше и больше проявляют свою недружественность». Вместе с ними иерарх Русской православной церкви считает возможным не пользоваться «недружественными» валютами и экономическими инструментами, а в идеале – «закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам». «Может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния?» – вопрошает Всеволод Чаплин.

Жизнь без процентов

Подтверждением жизнеспособности такой экономической модели, по мнению протоиерея, является пример исламского банкинга. Работающие по нормам шариата кредитные организации находятся не только в мусульманских странах, но и в Европе (например в Великобритании). Главный принцип – отказ от ссудного процента (нельзя давать деньги в рост) и спекуляций, в том числе биржевых. Кроме того, займы не могут идти на нехаляльные (недозволенные) проекты, в том числе производство и продажу алкогольных напитков и табака, порнографии, проституцию и так далее.

В целом шариатскую кредитную систему можно сравнить с проектным инвестированием: «Ошибочно полагать, что исламские банки занимаются «благотворительностью». Кредитуя бизнес, они участвуют в проекте и получают часть прибыли. Без дохода не может существовать ни один банк в мире», – поясняет президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович.

Собственные традиции финансовой системы имеют почти все мировые религии и крупнейшие конфессии. Так, Менорабанк (подразделение банка «Стратегия») предлагает структурированные по Торе продукты. Хотя на сегодняшний день единственной особенностью выдаваемых кредитов являлась оговорка «этер-иска» – при возникновении спора между банком и заемщиком решение принимается своеобразным третейским судьей, в роли которого выступает раввин (Дин-Тора – раввинский суд). Правда, журналисту «Фонтанки» в банке сообщили, что уже через неделю они закрываются и прекращают особенное кредитование иудеев.

А немецкий общественный деятель, евангелист Фридрих Райффайзен, «служа вере и Библии», в середине XIX века основал систему кредитной кооперации. Она основана на проведении ссудно-заемных операций и не ставит цели извлечения прибыли (примерно так же в советское время функционировали профсоюзные кассы взаимопомощи). Хотя работающие в современной России кредитные кооперативы в большей части ориентированы на выдачу псевдозаймов под порой сотни и даже тысячи процентов годовых.

Ах спаси, Аллах!

Большинство опрошенных «Фонтанкой» экспертов скептически оценивают инициативу Всеволода Чаплина: «Предложенный вариант нереализуем – он предполагает коренную ломку всей банковской системы России. Ведь исламские финансы основаны на философии, законах шариата. Тогда как в большинстве других конфессий используется традиционная система кредитования, основанная на процентах», – убежден Владимир Джикович.

С ним солидарна и преподаватель Московского фондового центра Елена Перельман: «Исламский банкинг развит во многих странах, тогда как православный, скорее всего, ограничится только Россией. Это еще больше подчеркнет ее изолированность от мира. Получится своего рода система госбанка для поддержания национальной экономики, сдерживания инфляции и формирования зоны закрытой торговли. Однако все мы это уже проходили лет так двадцать и более назад», – говорит она.

Однако на самом деле идея сотрудничества с мусульманскими финансовыми структурами уже не первый год прорабатывается на федеральном уровне. Доцент экономического факультета МГУ Магомед Яндиев полагает, что Россия может рассчитывать на очень серьезные инвестиции «с Востока»: «Общий принцип религиозных финансов – привязка дохода к риску. В этом плане исламский банкинг мало чем отличается от иудейского или православного. Мусульманские страны имеют золотовалютные резервы и суверенные фонды, некоторая часть которых может размещаться в российские облигации. К ним можно прибавить частных исламских инвесторов. В сумме в течение 5 – 7 лет Россия может рассчитывать получить до 150 млрд долларов. На сегодняшний день это очень актуальный вопрос, так как исламские средства могут заместить западное финансирование. И многие россияне, скептически или даже с опаской относящиеся к исламу, смирятся или изменят свое отношение», – говорит эксперт.

Для получения таких инвестиций необходима эмиссия облигаций («сукок») или проведение IPO (открытая подписка на акции). «Но ценные бумаги должны выпускать под реальный прибыльный актив, одобренный признанным шариатским экспертом. Владельцы облигаций вправе рассчитывать не на проценты, а на часть дохода от бизнеса. Еще вариант – размещение облигаций «сукок» за границей (примерно так же, как российские компании размещают на американских биржах депозитарные расписки – ADR). Такую эмиссию планирует провести Республика Татарстан», – отмечает Магомед Яндиев.

Реализация таких проектов потребует создания и исламских кредитных организаций, так как полученные от эмиссии денежные средства должны храниться только в работающем по правилам шариата банке (то есть не занимающемся кредитованием под проценты). Пока таких банков в России нет, равно как не решена проблема двойного налогообложения и ряд других.

Разумное ограничение

В то же время российское законодательство уже давно ограничивает ростовщичество. Так, действующая уже почти полтора года редакция Гражданского кодекса РФ позволяет заемщикам оспаривать кабальные сделки – договоры займа, совершенные на крайне невыгодных условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которыми воспользовался кредитор. Причем «крайне невыгодными» признаются проценты, в два и более раза превышающие среднерыночные ставки.

Еще жестче ростовщиков ограничивает уже принятый закон о потребительском кредитовании. Он предусматривает, что полная стоимость кредита (включая комиссии и иные расходы заемщика) не должна больше чем на треть превышать ежеквартально рассчитанные Банком России средние ставки. Например, выдавая ссуду на год, банк может требовать максимум 32 процента годовых. Владимир Джикович убежден, что таким образом закон ограничит «аппетиты» в первую очередь микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов. «Он также не позволяет частному заемщику, выступающему слабой стороной, брать непосильное бремя выплат», – отмечает глава Ассоциации банков Северо-Запада.

Антон Одынец, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close