Госдума приняла в третьем чтении проект закона о «налоговом маневре», который предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть и бензин, а взамен — рост налога на добычу нефти. Эти изменения призваны привести налогообложение в России в соответствие с принципами Евразийского экономического союза. Этим же законом правительство снижает акцизы на бензин совсем не так сильно, как обещало. В результате в 2015 году бензин на заправках может подорожать до 50 рублей за литр, считают наблюдатели.
С 1 января 2015 года должен вступить в силу договор между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Арменией об экономическом сотрудничестве, который называется Евразийский экономический союз. В рамках этого документа предусматривается уравнение принципов налогообложения во всех странах-участниках, заявлял в октябре замминистра финансов Сергей Шаталов. В Белоруссии и Казахстане экспортные пошлины значительно ниже, чем в России, поэтому власти решили снизить вывозные сборы на нефть и нефтепродукты. А для того чтобы компенсировать это снижение и не допустить недостачи в доходной части бюджета, предлагается повысить НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых (в том числе нефти).
В рамках этого «налогового маневра», который оформлен в виде поправок в Налоговый кодекс (14 ноября их приняли в третьем, окончательном чтении), предлагается в течение трех лет экспортные пошлины на нефть снизить в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз в зависимости от их вида. Эти пошлины представляют собой процент с продажи каждого вида нефти, бензина, дизельного топлива и так далее, который экспортер платит государству. Фактически этот процент включается в отпускную цену, то есть, по сути, его уплачивает покупатель. Кроме того, закон предусматривает рост в 1,7 раза ставок НДПИ на нефть. Эти ставки не подлежат ясному представлению, так как скрыты во множестве сложных формул.
Для того чтобы в результате этих мероприятий не произошел рост цен на бензин и дизельное топливо в России, в первом чтении законопроекта предлагалось снизить за три года ставки акцизов в 2,2 раза, хотя в действующем Налоговом кодексе, наоборот, предусмотрен был рост этих акцизов. Сейчас производители бензина платят акцизный сбор с каждой тонны автомобильного топлива. Например, акциз на тонну бензина класса Евро-4 составляет 9916 рублей, Евро-5 — 6450, дизельного топлива Евро-4 — 5427, Евро-5 — 4767 рублей.
Изначально акцизы планировали равномерно поднимать в 2014-2016 годы, сохраняя разницу между акцизами на Евро-5 и на менее качественные классы топлива. Например, сбор с тонны бензина Евро-5 в 2015-2016 годах, согласно этим планам, должен был составить 7750 и 9500 рублей соответственно (вместо 6450), Евро-4 — 10858 рублей на оба года (вместо нынешних 9916), Евро-3 — 12879 (вместо 10725), еще менее качественные виды бензина предлагалось обложить налогом 13332 (вместо 11110).
Разница в акцизах должна была склонить нефтеперерабатывающие заводы отказаться от производства низкокачественного топлива (из-за высоких акцизов его стало бы невыгодно выпускать) и начать вкладывать деньги в модернизацию своих заводов, которая необходима для производства высококачественных нефтепродуктов (чем они и занимаются в последние годы). Высшая цель всего этого в том, чтобы Россия с 2015 года полностью перешла на стандарт Евро-4, а с 2016 года — на Евро-5.
Законопроект о «налоговом маневре», вместо изначальных планов по росту акцизов, наоборот, предложил сильное снижение акцизов на все основные виды нефтепродуктов. Однако к третьему чтению эти акцизы значительно выросли по сравнению с заявленными в первом чтении цифрами.
В результате снижения экспортных пошлин, увеличения НДПИ и отказа от сильного снижения акцизов правительство России ожидает, что в 2016 году бюджет страны получит дополнительные 247 млрд рублей, а в 2017 году — еще 250 млрд. При этом чиновники уже признали, что «налоговый маневр» приведет к росту цен на бензин на внутреннем розничном рынке. В конце октября об этом заявлял вице-премьер Аркадий Дворкович без конкретных уточнений. Тогда же замглавы Минфина Сергей Шаталов пояснил, что цены на бензин, по его мнению, будут расти со скоростью 1,8 рубля за литр в год.
Однако у некоторых наблюдателей более пессимистичные ожидания. Например, члены комитета Госдумы по энергетике в начале ноября написали премьеру Дмитрию Медведеву письмо, в котором убеждены, что за первое полугодие 2015 года стоимость бензина вырастет до 45 рублей за литр, а к концу года — до 50 рублей.
Существуют и другие обстоятельства, которые повлияют на рост цен. Во-первых, нефтяные компании продают бензин на экспорт, в среднем, на 10 тыс. рублей за тонну дешевле, чем на внутреннем рынке, в частности, из-за снижения мировых цен на нефть. Во-вторых, чтобы компенсировать эти потери, они все время держат цены в России на более высоком уровне, создавая дефицит бензина. В результате с начала года оптовые цены в нашей стране выросли примерно на 30%, а розничные — на 7%. У специалистов нет уверенности, что рост оптовых цен на внутреннем рынке прекратится в следующем году, так что, он, скорее всего, продолжится и будет еще сильнее, поскольку на него наложится еще и рост НДПИ.
Как сообщил «Фонтанке» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, разница между оптовыми и розничными ценами на бензин связана с тем, что в последние два года «оптовые цены живут по рыночным реалиям, а розничные — так, как им приказано сверху», и эта ситуация сохранится и в 2015 году.
«С июня розничный рынок по бензину почти убыточен, владельцы АЗС пытаются закрыть эти убытки доходами, получаемыми сопутствующей деятельностью, например, торговлей, которую сейчас, в свою очередь, обкладывают торговыми сборами — уже принят во втором чтении такой законопроект (он обязывает предприятия розничной торговли ежегодно платить в региональный бюджет 6 тыс. рублей с квадратного метра торговой площади. — Прим. «Фонтанки.ру»). В результате сетям АЗС будет хуже и хуже. Поэтому я не исключаю, что в 2015 году (в результате «налогового маневра») оптовые цены будут жить опять своей жизнью, как им и положено, а на розницу будут давить со страшной силой, и она останется убыточной», — сказал Аркуша.
Также он объяснил причину, по которой, по его мнению, акцизы на бензин и дизельное топливо выросли между первым и третьим чтениями законопроекта. «Это произошло потому же, почему нам в свое время обещали увеличить акцизы (на нефтепродукты) и отменить транспортный налог. Акцизы увеличили, а транспортный налог не отменили. Точно так же и здесь. Сначала хотели увеличить НДПИ, а чтобы не росли цены, снизить акцизы, — мы все это проглотили. Но вместо этого НДПИ увеличили, ну и акцизы увеличили заодно. Как на рынке: «Чего такие помидоры дорогие?» — «Слушай, дорогой, очень деньги нужны». Так же и здесь. Разумного объяснения, кроме того, что просто нужно больше денег в бюджет, нет», — считает он.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»