Отныне 21 ноября ежегодно на Украине будет отмечаться как День свободы и достоинства — в память о «евромайдане» и более ранней "оранжевой" революции. В годовщину «Майдана» «Фонтанка» поинтересовалась, как эксперты спустя год оценивают эти события. Вывод неутешителен для кухонных революционеров: вне зависимости от взглядов, даже большинство либералов не хотело бы стоять на баррикадах, предпочитая теплые кабинеты избирательных штабов (он же – путь эволюции), надеясь, что власть наконец-то одумается и допустит их в большую политику.
С этого года 21 ноября на Украине отмечается как День достоинства и свободы, а 22 января – как День соборности Украины. Об этом сообщается на сайте главы государства Петра Порошенко, который подписал соответствующие указы. «Украина – это территория достоинства и свободы. Такими нас сделала не одна, а две революции – наш Майдан 2004 года, который был праздником свободы, и революция 2013 года, Революция достоинства. Это был чрезвычайно тяжелый экзамен для Украины, когда украинцы продемонстрировали свою европейскость, достоинство, свое стремление к свободе», – сообщил он.
Спусковым крючком второго майдана стало объявление премьер-министра Николая Азарова о том, что Соглашение об ассоциации Украина – ЕС (подписание было назначено на 28 – 29 ноября) не ратифицируют. В тот же день поздно вечером на Майдане Независимости в Киеве начали собираться люди в знак протеста против такого решения правительства. В первую ночь — не более 1000 человек. Уже 24 ноября начались массовые митинги и первые стычки у здания правительства. 2 декабря 2013 года протестующие перекрыли входы в здание правительства Украины и заблокировали работу правительства Азарова. Численность акций за декабрь-январь, по заявлению их сторонников, превышала подчас 200 тысяч человек (это несмотря на непривычно холодную для Киева зиму). 16 января Верховная рада одобрила ряд поправок в другие законы, получившие ярлык «диктаторских». А уже 19 января начались первые столкновения. 21 февраля после переговоров между президентом Януковичем и представителями оппозиции при посредничестве представителей Евросоюза и России было подписано Соглашение «Об урегулировании политического кризиса в Украине». 22 февраля Янукович уехал на юг Украины, майдановцы объявили его бежавшим и захватили правительственные здания.
«Фонтанка» решила поинтересоваться позицией лидеров мнений и их отношением и к самому «евромайдану», и к его последствиям.
Галерист Марат Гельман пояснил, что его симпатии по-прежнему на стороне проевропейских участников событий. «Мне нравились их лозунги, их цели. Я ведь и сам сторонник того, чтобы Россия была частью Европы. И в целом мало что изменилось за год. Разве что, мне кажется, Петру Порошенко после избрания надо было издать указ о прекращении АТО. Вот он недавно решил отключить ту часть страны от обеспечения. Возможно, ему стоило сразу так сделать, и тогда многих жертв можно было избежать». В основном беспокоит арт-менеджера перспектива возврата к «домайдановской» действительности: «Судя по составу правительства, людей, находящихся у власти, такая опасность существует. Да, они пытаются этого избежать, приняли закон о люстрации. Посмотрим, что будет дальше. Спустя 4 года после "оранжевой" революции ведь все вернулось на круги своя».
Со-председатель петербургского отделения «РПР-Парнас» Андрей Пивоваров, который наблюдал за процессами самолично, считает, что война на Донбассе, нынешний экономический кризис и прочие неприятности Украины напрямую с майданом не связаны: «Нам пытаются доказать, что революция приводит к таким последствиям. Но прямой связи нет. Например, даже наш президент недавно признал, что на территорию Крыма перед референдумом ввели российские войска», – говорит Пивоваров. Напротив, не случись массового протеста осенью 2013 года, демократия в Украине сжалась бы до российского или белорусского уровня. «Были бы сфальсифицированы выборы в Верховную Раду. Большинство постов и руководящих должностей досталось бы команде Януковича. И в итоге страна превратилась бы в сателлита России», – убежден он.
Блогер Рустем Адагамов, несмотря на свои независимые взгляды, кричать «ура!» 21 ноября не будет: «Украинцам надо было подождать, выйти на выборы в 2015 году с единым кандидатом и сместить Януковича. То, что мы видим сейчас, печальное доказательство того, что путь Майдана не приводит ни к чему положительному. Наши страны в упадке: рубль и гривна не на лучшем счету, идет война. Новые украинские власти не произвели никаких реформ в отличие от Саакашвили, который в свое время довольно быстро изменил многое, в том числе искоренил коррупцию. Для меня этот день не праздник, я не могу кричать «ура, революция»
Известный блогер, политолог и писатель Анатолий Несмиян («Эль Мюрид»), лично знакомый с Игорем Стрелковым, сравнивая ситуацию на Украине с сирийскими событиями, с сожалением констатирует — Башар Асад оказался смелее Виктора Януковича, а Сирия «ценой тысяч жизни» выиграла у американцев время «для всех остальных, возможно, и для нас»: «Интервью Стрелкова Проханову, которое уже разошлось по Сети, добавляет аналогий. Беря на себя ответственность за принятое решение, за запущенный маховик войны, Стрелков делает ошибку – он лишь развернул его в другом направлении. Все остальное было предопределено. По сути, ополчение Донбасса выполнило долг, от исполнения которого сбежали Янукович и вся украинская псевдоэлита. Долг перед своей страной и перед всеми нами. Стрелков и его люди перевели планы США на Украине в долгоиграющую тягомотину».
Оправдывая Стрелкова, он пишет: «Не его вина, что Россия и ее руководство бездарно растранжирили этот ресурс. Вместо того, чтобы оказать действенную помощь и разрушить планы Америки в самом зародыше, все было брошено на самотек, на героизм обычных людей. Героизмом всегда прикрывают чью-то полную бездарность, импотенцию, идиотизм. Не нужно никаких иллюзий – эта война все равно придет к нам. Для этого все и затевалось. Любые попытки спрятать голову в песок заканчиваются тем, что противник с удовольствием воспользуется той частью тела, которая торчит из него»
Депутат Госдумы от «Единой России» Александр Бабаков, член комиссии по международным делам (по данным из открытых источников, является мажоритарным акционером ряда украинских энергетических предприятий, в том числе «Киевоблэнерго», «Одессаоблэнерго», «Житомироблэнерго», «Севастопольэнерго», «Кировоградоблэнерго»), с сожалением констатирует, что «энергия масс» в случае с Украиной не привела ни к чему позитивному: «Экономическая, социальная, общественная жизнь находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. Мы видим, что многие, кто приходил на Майдан, в общем-то, с вполне мирными и понятными целями, сегодня не удовлетворены его итогами», – говорит он. При этом, рассуждая об отношениях между двумя народами, он все же надеется на лучшее: «Что касается отношения украинцев к россиянам, то, наверное, надо быть оптимистами. Но мы понимаем прекрасно, что та политическая информационная война, которая развязалась на Украине (кстати, не столько по вине соседей, сколько по решению Запада), конечно, сказывается на отношениях. Но нужно понимать, что есть краткосрочные, а есть долгосрочные перспективы. Сегодняшний негатив будет побит здравым смыслом, историческими связями. А экономические связи пока не разрушены, и здесь главный вопрос, что возобладает в итоге — эмоции или рациональность».
Основатель ЛДПР Владимир Жириновский называет "евромайдан" запланированным спектаклем: «Конечно, недовольство есть, в любой стране мира люди могут выйти. Но когда выходят на площадь и не уходят – это уже организационный момент. Всем хочется кушать, холодно, всем нужен туалет, а они стоят! Палатки есть, печки есть, питание, музыка, наркотики. И зарплата есть. И полное безвластие есть – постепенно нарастает революция. Кто в 1993-м стрелял и по тем, и по другим? Те же самые снайперы из тех же стран. 21 февраля вдруг Янукович, как Керенский, бежит. Кто ему угрожает? Армия в твоем подчинении! СБУ было в руках Януковича! Янукович уехал, чтобы сдать власть новой хунте. Бомбят Донбасс. Разве они не понимают, что не надо бомбить мирных граждан? Все понимают, но надо вызвать озлобление, ненависть. То есть целый год выполняется сценарий.
Я надеюсь, не зря вчера у нас было заседание и наверху обсуждался вопрос, связанный с безопасностью и эстремизмом. Может быть, там, за закрытыми дверями, больше всего говорили про майдан – что надо предупреждать. А для этого надо прислушиваться к тем, кто внизу, кто лучше знает настроения масс. А не прислушиваться к трусливым людям, которые только и сидят в кабинетах, да сдают власть через 5 минут после первого выстрела. Украина – хороший пример, чтобы у нас такого не произошло никогда», – резюмировал политик.
Депутат Госдумы Дмитрий Гудков замечает, что «Майдан — всегда плохо» и лично он всегда выступает за эволюционный путь развития. Но в отличие от товарищей считает, что революция – «как гроза», если надвигается, сделать уже ничего нельзя. «Майдан невозможно организовать. Попробуйте организовать Майдан в США, Англии или Франции. Люди выходят на Майдан, когда невозможно жить по-старому», – оппонирует он своим коллегам из парламента. Само произошедшее он считает вполне естественным продолжением сложившейся ситуации на Украине, когда Янукович «построил коррупционное государство», где его сын был самым богатым человеком. Не смущает депутата даже то, что многие участники зимних событий сейчас во власти разочаровались: «Разочарование в любой власти каждые четыре года (в крайнем случае 8 лет) — это нормально. Гораздо хуже, когда у лидера 15 лет рейтинги на уровне 84%. Вот если упадет его рейтинг, тогда нашей стране действительно будет плохо. А то, что сейчас, когда в стране нужно решать проблемы, организовывать инфраструктуру, поднимать экономику, есть недовольные — это закономерный процесс. Ведь любые реформы болезненны. Нет пророка в своем отечестве, пример Егора Гайдара показателен. Хотя стабильность нулевых во-многом обеспечена его деятельностью. А вот 90-е, напротив, выросли из 7 лет перестройки, потому что Михаил Горбачев так и не перешел на решительные действия, ограничиваясь половинчатыми мерами. Об этом надо задуматься и руководству нашей страны», – сказал он.
Глава «Справедливой России» Сергей Миронов назвал приказ Порошенко о ежегодном праздновании 21 ноября Дня достоинства и свободы циничным: «Через несколько месяцев будет 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Победа» – по-украински «перемога». Я уверен, украинский народ переможет и это испытание. И хотя у меня нет сегодня доступа на Украину, знаю, настанет час, и мы вместе с нашими друзьями и братьями будем праздновать еще один день освобождения Украины – освобождения от того морока, в который погрузили страну Порошенко, Аваков, Турчинов, Ярош и прочие, те, кого ждет скамья подсудимых. Вот это и будет настоящим праздником, настоящим Днем Достоинства и Свободы».
«Фонтанка» попросила украинского политолога Владимира Фесенко оценить события и перспективы развития страны после Майдана, как их сейчас видят на самой Украине:
– Каковы три главных итога Майдана?
– Главным результатом Майдана стало свержение режима Януковича. Второй итог, связанный с первым, – начало процесса обновления власти. Речь идет не только о выборах президента, нового парламента, местных выборов в следующем году, начинается процесс очищения власти, в Украине это называют люстрацией. Это неоднозначный процесс, он уже вызывает и правовые проблемы, и будет много политических конфликтов. Это требование Майдана и одно из последствий Майдана. И, наконец, третий важный результат — это европейская интеграция, завершившаяся успешно, соглашения подписаны — это основное было требование. Теперь надо решать долгосрочные задачи, это будет реализации миссии Майдана: обновлять страну, реформировать, бороться с коррупцией. Базовыми причинами протестов были в первую очередь упадок страны и коррупция.
– Но ведь, борясь с упадком, украинцы попали в упадок еще больший?
– Да, сейчас проблемы гораздо более острые и тяжелые, чем в конце прошлого года. Но, судя по результатам выборов, украинцы это хорошо понимают. Те проблемы, которые возникли — и война на востоке, и потеря Крыма, и экономический спад, — эти проблемы вызваны не Майданом, а российскими действиями. Большинство это осознает. Поэтому в условиях сложившихся проблем избиратели поддержали партии, пришедшие к власти в результате Майдана: из 6 партий, преодолевших 5 %-ный барьер, пять — партии, возникшие в результате событий этого и прошлого года. В ночь на 21-е число, что очень символично, они подписали коалиционное соглашение, подтвердив свою готовность создать парламентское большинство. Это показательно еще и тем, что в 2005 году произошел прямо противоположный процесс — вожди "оранжевой" революции рассорились.
– Какие еще противоречия первого и второго Майдана заметили вы?
– Многие сравнивают Майдан и "оранжевую" революцию. Тогда Россия не вмешивалась, и все закончилось мирно. Российское вмешательство — реакция на Майдан, это стихийное бедствие. В прошлом году украинцы боролись только с Януковичем, а теперь приходится бороться еще и с Путиным. Что поделаешь? Важна и еще одна вещь: после "оранжевой" революции люди почувствовали разочарование, а сейчас они давят на власть. Как это ни парадоксально, но война консолидировала общество и усилила давление на политиков.
– Каким вы видите будущее Украины?
– Такие вещи сложно прогнозировать из-за иррациональных факторов, главный из них — это Путин, чье поведение непредсказуемо. Хотя, конечно, сопротивление украинцев его сейчас сдерживает. Тема войны для Украины будет актуальной (я не оптимист) еще год, нам придется бороться с военными вызовами на востоке. Мы будем жить в ситуации, в которой живет Израиль, – враг и народ. Если не будет масштабных военных действий, то, в зависимости от успешности экономических реформ, мы сможем выйти из кризиса уже через 1,5 года.
Ольга Мясникова, Ксения Клочкова, "Фонтанка.ру"