Кировский завод не будет спасать от банкротства две свои немецкие структуры и ликвидирует двух российских «дочек», которые специализировались на производстве станков и трансмиссий. Предприятие намерено сконцентрироваться на сферах, которыми занималось исторически: тракторостроением, металлургией и машиностроением. Впрочем, и здесь мало повода для позитива: так, на заводе «Петросталь» введена процедура наблюдения, контракт «Универсалмаша» на поставку шасси для С-300 исполнен, а новых пока нет. Заморожено и совместное предприятие с чешской Škoda по выпуску вагонов метро.
Один из символов петербургской промышленности – Кировский завод – официально объявил о новой производственной стратегии. Впрочем, в это красивое название облечена не самая позитивная информация: холдинг намерен избавиться от целого ряда активов, которые названы «второстепенными» и «низкорентабельными». Во-первых, речь идет о двух зарубежных структурах компании – немецких заводах Monforts Werkzeugmaschinen и Göppel Bus. Первое предприятие располагается в земле Северный Рейн – Вестфалия и специализируется на выпуске станков, второе – в Тюрингии и занимается производством автобусов
Кировский завод приобрел оба завода в 2013 году, когда они испытывали финансовые трудности. При этом сумма сделок не разглашалась. Согласно официальным заявлениям российской компании, с помощью немецких предприятий Кировский завод намеревался продолжить интеграцию в российскую экономику, а также продвигать их продукцию на отечественном рынке. Так, на момент покупки холдинг уже использовал на своем производстве станки от Monforts, а также был официальным дистрибьютором продукции предприятия на территории СНГ.
Что касается Göppel, то его продукцию Кировский завод активно пытался поставлять в Петербург. Так, с мая текущего года на 24-м автобусном маршруте «Пассажиравтотранса» тестируется сочлененный автобус от Göppel. В июне гендиректор Кировского завода Георгий Семененко презентовал продукцию немецкого предприятия губернатору Георгию Полтавченко, которому эта техника понравилась. В частности, рассматривалась возможность использовать автобусы с пассажирским прицепом, которые также выпускает Göppel, для доставки пассажиров до аэропорта Пулково.
Более того: летом ГУП «Пассажиравтотранс» объявило конкурс на поставку 17 сочлененных автобусов за 312 млн рублей, который, по информации «Фонтанки», был объявлен специально под продукцию Göppel. Однако в последний момент Кировский завод не стал заявляться на конкурс. «Когда мы спросили, почему, то на предприятии нам ответили, что рост курса евро сделал этот контракт невыгодным», – говорят собеседники «Фонтанки» в Смольном.
Теперь Петербург вряд ли увидит белоснежные немецкие автобусы: по сообщению новостного портала Тюрингии MDR, Göppel уволил 130 своих работников и начал процедуру банкротства. При этом заработная плата за октябрь не выплачена, а последняя продукция сошла с конвейера еще в апреле. Подал заявление о своей несостоятельности и Monforts. «Несмотря на процедуру несостоятельности, сообщаем вам, что все хозяйственные операции, техническое обслуживание и поставка запасных частей не прекращаются», – говорится в сообщении компании.
На Кировском заводе решение не развивать иностранные активы объясняют обострением внешнеполитической ситуации, девальвацией рубля и курсом на импортозамещение, который был объявлен российскими властями. Отметим: в июле федеральное правительство установило запрет на покупку иностранной коммунальной и пассажирской техники государственными структурами. Однако он не касается ГУПов, к которым относится «Пассажиравтотранс», поэтому законодательных препятствий для заключения контракта с Кировским заводом у пассажирского предприятия не было.
Станки и трансмиссии
Помимо иностранных активов, Кировский завод решил избавиться от двух своих российских «дочек» – «Киров-Трансмишн» и «Киров-Станкомаш». Первое предприятие было создано в 2010 году для выпуска трансмиссий, редукторов и металлообработки. В частности, весной 2014 года компания заключила контракт с ООО «Сименс Электропривод» на обработку 284 статоров электродвигателей для поездов. Кроме того, «Киров-Трансмишн» занимался изготовление редукторов для еще одного дочернего предприятия Кировского завода – ЗАО «Универсалмаш». По данным аналитической системы СПАРК, выручка компании в 2013 году составила 162 млн рублей, чистый убыток – 38 млн.
«Киров-Станкомаш» был создан в 2005 году и специализируется на производстве и модернизации станков. Как следует из отчета Кировского завода за 2013 год, партнерами предприятия были «Силовые машины», завод «Красный Октябрь», «Электротяжмаш-Привод». Кроме того, на базе Саратовского завода тяжелых зуборезных станков работает «дочка» – «Киров-Станкомаш – Саратов». Согласно информации СПАРКа, в 2013 году «Киров-Станкомаш» принес убыток в 31 млн рублей при выручке в 257 млн рублей.
В октябре оба предприятия подали в Арбитражный суд иски о собственном банкротстве. Кировский завод называет их «низкорентабельными», но при этом сообщает, что Петербургский тракторный завод продолжит производство трансмиссий, которыми ранее занималось «Киров-Трансмишн».
Сталь, трактора и мирный атом
Официальная позиция Кировского завода такова: предприятие намерено сосредоточиться на развитии ключевых производств, на которых компания специализируется уже давно. В первую очередь речь идет о сельскохозяйственном и промышленном тракторостроении, которое сконцентрировано на Петербургском тракторном заводе. Как говорят на Кировском заводе, по итогам трех кварталов ПТЗ является лидером по продажам сельскохозяйственных тракторов мощностью свыше 300 л.с.
Впрочем, по данным СПАРКа, в 2013 году и Петербургский тракторный завод сгенерировал убыток в 900 млн рублей при выручке в 2,8 млрд. При этом предыдущие два года предприятие закончило с небольшим плюсом. Отметим, что ранее Кировский завод анонсировал проект по производству на базе ПТЗ уборочной техники для коммунальных служб, для чего был заключен партнерский договор с азиатской компанией Powerplus Group. В марте 2012 года образцы этой техники даже показывали губернатору Георгию Полтавченко, который призвал своих подчиненных рассмотреть возможность их закупки. Однако Кировский завод, как и в случае с автобусами, не заявился ни на одни конкурс коммунальных служб Петербурга.
Второй ключевой актив Кировского завода – это металлургического предприятие «Петросталь». Однако и оно испытывает проблемы: в октябре на «Петростали» была введена процедура наблюдения. Общая задолженность сталелитейного завода составляет 3,6 млрд, из них 1,9 млрд – внутренний дол перед своей головной компанией. "Петросталь" продолжает преодоление последствий отраслевого кризиса. Предприятие имеет стабильный портфель заказов и поэтапно реализует план финансового оздоровления и повышения эффективности производства", – отмечают на Кировском заводе. Отметим, что, по данным Петростата, за десять месяцев 2014 года падение в сфере металлургического производства составило 12,8%.
Третье основное направление – энергетическое и военное машиностроение. В сфере энергетического машиностроения работает компания «Киров-Энергомаш», которая специализируется на поставках турбин для военно-морского флота, оборудования для атомных станций. В частности, в 2013 году предприятие изготовило детали для реакторной установки на общую сумму в 500 млн рублей. По данным СПАРКа, при выручке в 613 млн рублей предприятие дало прибыль в 2,4 млн. Отметим, что машиностроение – единственная из ключевых отраслей петербургской промышленности, которая сейчас не испытывает падения: по данным Петростата, за десять месяцев рост составил 11,4%.
Военным машиностроением занимается «Универсалмаш», на котором в течение 2014 года были изготовлены 22 самоходных гусеничных шасси для зенитно-ракетных комплексов С-300. Заказчиком выступил концерн «Алмаз-Антей», стоимость контракта – 3,1 млрд рублей. Однако о новых контрактах пока нет информации: на Кировском заводе обещают, что они будут заключены в конце 2014 – начале 2015 года. Кроме того, «Универсалмаш» недавно презентовал новую модель эскалаторов для метро, которая радикальным образом отличается от подъемников, установленных на «Спасской» и ставших источником постоянных проблем для метрополитена. Однако «Метрострой» пока решил закупать для строящихся станций метро эскалаторы собственного производства. Согласно СПАРКу, в 2013 году выручка «Универсалмаша» составила 1,4 млрд рублей, чистая прибыль – 30 млн.
Добавим, что в 2013 году Кировский завод выкупил контрольный пакет в компании «Вагонмаш», которая совместно с чешской Škoda разработала вагон метро с асинхронным приводом «НеВа». На тот момент «Вагонмаш» имел контракт со Смольным на поставку 9 таких составов на сумму в 3,2 млрд рублей, но испытывал финансовые трудности. В итоге производство было развернуто на площадке Кировского завода. Недавно метрополитен получил последний состав, но новых контрактов «Вагонмаш» не имеет. По информации «Фонтанки», все рабочие уволены, остался только административный персонал.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»