В Петербурге завершаются предпроектные проработки велосипедных маршрутов, связывающих разные районы города. Однако о появлении в скором времени этих велодорожек мечтать даже не приходится. На дальнейшее проектирование нет денег. Единственное, чем может порадовать Смольный, – одна новая велодорожка года так через два, через три. Велосипедисты чиновникам не верят и говорят, что уже сегодня город может себе позволить приблизиться к европейским стандартам.
В 2014-м году в Петербурге произошло два ключевых события в сфере велосипедной инфраструктуры. В июле этого года город объявил конкурс на предпроектную проработку 16 веломаршрутов, перечень которых был разработан еще в 2011-м году московским НИИ автомобильного транспорта. Предпроектные разработки — это определение трассировки дорожек, того, как их можно построить — на проезжей части, тротуарах или выделенных полосах, а также — примерной стоимости строительства.
В декабре итоги работы должны поступить в КРТИ. Фактический исполнитель — институт «Стройпроект», хотя контракт стоимостью 5 млн рублей был заключен с ЗАО «Петербургские дороги», рассказал начальник отдела перспективного развития КРТИ Александр Мишкевич.
Тем не менее, появятся ли велодорожки в реальности и когда, непонятно. Пока что в бюджете на следующий год расходы на их проектирование не учтены. До поступления предпроектных проработок «Стройпроекта» у комитета просто нет оснований для выделения средств. Однако ведомство рассчитывает добавить нужную строку во время весенней корректировки, объяснил представитель КРТИ.
Впрочем, даже в случае выделения средств на дальнейшее проектирование, на скорое наступление велосипедного рая лучше не надеяться. В 2015-м году комитет рассчитывает приступить к проектированию только одной, самой востребованной, дорожки из обещанных 16. Соответственно, строительство веломаршрутов начнется только в 2016-м году.
Смольный доплатит Банку Москвы
Зато вторая инициатива Смольного — по развитию системы автоматизированных велопарковок продвигается гораздо быстрее. 31 октября завершился первый сезон работы проекта «Велобайк» от Банка Москвы. За 4 месяца его услугами воспользовались более 20 тысяч человек. Для сравнения, в столице в прошлом году было зарегистрировано около 70 тысяч пользователей аналогичного велопроката. Правда, в Белокаменной он и проработал подольше — с конца мая, а не с начала июля, и станций было больше — 79 против 29.
Среднее время проката велосипедов, по статистике банка, составило 3 часа. То есть в среднем каждый пользователь доплачивал за аренду байка по 300 рублей плюс к тарифу. Несмотря на это, проект оказался для банка убыточным. В связи с этим в будущем году структура может привлечь к реализации проекта петербургских соинвесторов. А кроме того, Смольный рассматривает возможность перечисления организаторам проката субсидий — компенсации затрат на установку велостанций и их техобслуживания в течение какого-то времени.
Аналогичная ситуация развивалась с городской сетью Spb Free Wi-Fi. Изначально она была заявлена как бесплатная, однако город намеревался субсидировать затраты провайдеров на расширение сети и увеличение скорости доступа. Однако позже администрация от этой идеи отказалась.
Так или иначе, город планирует проект велопроката на будущий год продолжить, и даже расширить его до 150 станций, то есть в 5 раз. Места пока не определены. Но в любом случае, новые станции будут выстраиваться вокруг уже существующих — в центре.
Более подробная статистика велопроката пока не раскрывается. Как говорят в Банке Москвы, данные будут объявлены на совместной с КРТИ пресс-конференции, провести которую обещают с начала ноября.
Ускорять некому
Присутствовавшие на городском столе активисты оказались не слишком довольны скоростью развития городской велоинфраструктуры. Город может развивать ее не только с помощью строительства выделенных полос, но и более дешевыми способами, заявили они.
К примеру, городские набережные на Васильевском и Петроградском островах фактически уже являются велодорожками, по крайней мере, активно используются таким образом. Осталось только их легализовать — поставить знаки велопешеходных полос, нарисовать разметку и отрегулировать режим переключения светофора, предложил активист движения «ВелоПитер» Евгений Шляхтер.
Смольный должен вернуть норму, обязывающую учитывать создание велодорожек при новом дорожном строительстве. Ее отменили 3 года назад. Тогда хотя бы все строящиеся районы будут связаны единой велосетью, заявил член общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Роман Шайхайдаров.
Кроме того, велодорожки можно устраивать при капитальном ремонте дорог, предложил координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс. Сейчас по закону их строительство можно проводить только в рамках реконструкции. Но в следующем году в Петербурге будет реконструировано только 5-6 км дорог в разных районах города.
Еще одна проблема — пользование существующими велодорожками. Фактически за их эксплуатацией не следит ни одно ведомство. На данный момент их в Петербурге шесть— на Софийской улице длиной около 9,5 км, Витебском проспекте — около 6 км, Петербургском шоссе, Парашютной улице, на проспекте Луначарского и на Крестовском острове.
При этом велодорожкой вдоль Парашютной улицы (от Долгоозерной до дороги к заводу «Ниссан») фактически пользоваться невозможно, заявили велосипедисты. Знаки на ней демонтированы, а территорию используют все участники движения, от пешеходов до водителей мотороллеров.
Впрочем, фактически прислушаться и взвесить, насколько реализуемы предложения активистов, некому. У губернатора есть советник по автомотоспорту, а вот человека, отвечающего за развитие велоинфраструктуры, в городе нет.
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»