Россия стала единственной из крупнейших по экспорту нефти стран, где после падения нефтяных цен почти на 50% подешевела национальная валюта. В остальных девальвация составила 5-10%, если и вовсе не ноль. Конечно, у нас сыграли роль санкции и остановка «печатного станка» для долларов в США. Однако, как отмечают опрошенные «Фонтанкой» эксперты, в основу экономики многих стран – экспортеров нефти не только на словах заложена идея избавления от нефтедолларовой зависимости, которая, в отличие от России, воплощается. Поэтому доллар растет не так фатально, и цены тоже.
Стоимость нефти марки Brent, добываемой в Северном море и считающейся эталонной на мировом рынке (от нее зависят цены на все другие марки), начала падать летом 2014 года. К 21 июня она достигла наибольшего с начала года значения в $114 за баррель, после чего неуклонно падала, и ко 2 декабря ее цена составляет $72 за баррель (1-го было и меньше 70).
Одним из крупнейших экспортеров нефти в мире является Россия, которая в связи с падением цен на нефть больше не может рассчитывать на прежние доходы от экспорта. Поскольку расчеты за нефть производятся в долларах США, одним из способов борьбы с падающими экспортными доходами в целях сохранения бюджета для нашей страны могло стать дальнейшее удешевление национальной валюты, что и произошло.
Стоимость доллара в России с начала года до 21 июня, после которого начала падать цена на нефть, выросла всего с 32,6 до 34,4 рубля. В дальнейшем доллар вырос до 51,8 рубля (официальный курс ЦБ на 2 декабря). В конце июня российская нефть Urals стоила $109 за баррель, поэтому нефтяные компании с каждой проданной «бочки» выручали 3749 рублей. Если бы курс доллара не изменился, выручка при нынешней цене Urals ($68,8), составила бы 2366 рублей (на 1382 рубля меньше). Девальвация рубля до 51,8 за доллар позволяет увеличить выручку с продажи до 3563 рублей, то есть почти до летнего значения.
Следует отметить, что девальвация рубля происходила не только из-за цен на нефть. Во-первых, в октябре 2014 года Федеральная резервная система США окончательно завершила программу «количественного смягчения», которая предусматривала скупку облигаций на финансовом рынке за доллары, которых по факту не существует (страна «печатала» деньги в электронном виде для безналичных расчетов). Идеолог этой программы, бывший глава ФРС Бен Бернанке, получил прозвище Бен-вертолет (Helicopter Ben), после того как заявил, что США в любой момент могут напечатать столько долларов, сколько понадобится, и будут разбрасывать их с небес с вертолета, если потребуется. Сворачивание программы сократило объемы долларовой денежной массы в мире, поэтому цена на американскую валюту стала расти.
Во-вторых, сыграли роль санкции США и Евросоюза в отношении крупнейших российских, в том числе нефтедобывающих компаний. Им запретили привлекать долгосрочные кредиты на Западе. У наших компаний накопились долги в долларах и евро, которые нужно обслуживать, — это повышает спрос на валюту в России, и соответственно, ее цену. Так что нефть была уже третьей в списке причиной девальвации рубля.
У кого самые дорогие доллары
«Фонтанка» решила посмотреть, как с лета 2014 года в крупнейших странах по экспорту нефти менялась стоимость доллара, выраженная в их национальной валюте. Все они продают нефть за доллары, так что их доходы от экспорта так же, как и в России, падали. По данным отчета нефтегазовой компании BP — Statistical Review of World Energy, по итогам 2013 года ежедневно нефтедобывающие страны продавали за границу 37,7 млн баррелей в сутки.
В частности, 17 млн баррелей экспортировали страны Среднего Востока (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Ирак, Катар, Кувейт), 6 млн — страны бывшего СССР, включая Россию, 6 млн — страны Северной и Западной Африки (Алжир, Ливия, Нигерия и др.), 3 млн — Центральной и Южной Америки (Бразилия и др.), 2,6 млн — Канада, еще 380 тыс. составляет экспорт стран Европы (Норвегия) за его пределы (экспорт-импорт стран Европы между собой не учитывается).
Статистику официального курса доллара в странах мира ведет Международный валютный фонд ООН, расположенный в США. В статистику попадают не все страны, но большинство нефтедобывающих и большинство самых крупных экспортеров.
Как видно из графика, больше всего с 1 мая по 26 ноября 2014 года по отношению к доллару обесценилась национальная валюта России (40%), а если включить в отчет МВФ свежие курсы доллара Центробанка, то рост составляет уже 50%. На 15% вырос курс доллара в Норвегии, на 12% — в Бразилии, на 9% — в Алжире, на 8% — в Иране, на 6% — в Кувейте, на 5,5% — в Мексике, на 2,5% — в Канаде. В Китае курс доллара практически не изменился. В остальных торгующих нефтью странах фиксированный курс доллара, который вообще не меняется, среди них — Венесуэла, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар.
Почему девальвация только в России
По данным Росстата и Федеральной таможенной службы, в первом квартале 2014 года Россия направила на экспорт 52,6 млн тонн сырой нефти (включая Белоруссию и Казахстан), во втором квартале — 57,2 тонны, в третьем квартале — 56,6 млн тонн. В первом и втором квартале нефтяные компании выручали от экспорта около $40 млрд за три месяца, однако в третьем квартале (июль-август-сентябрь) когда падала цена на нефть, эта выручка сократилась до $32,4 млрд.
Если бы не санкции и не закрытие программы «количественного смягчения» США, в России курс доллара вырос бы не сильнее, чем в других странах-экспортерах нефти, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «В пользу этой идеи говорит и тот факт, что Россия единственная из стран ОПЕК, которая объявила о свободном курсе национальной валюты. Даже среди нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, почти нигде такого нет. Разве что в Канаде и Норвегии», — считает он.
Важным является и то обстоятельство, что в России себестоимость добычи одного барреля нефти составляет $30-35, а в странах ОПЕК — около $20.
Доля нефтегазовых доходов в бюджете России составляет почти 50%. Учитывая, что бюджет на 2014 год формировался с учетом средней стоимости нефти около $96 за баррель при курсе доллара 37-38 рублей, можно примерно рассчитать стоимость доллара при определенной цене на нефть, говорит директор аудиторско-консалтинговой компании «БДО Юникон» Сергей Албу. При стоимости нефти $70 доллар как раз может стоить 51-53 рубля, что мы сейчас и наблюдаем, говорит он.
«На курс валюты влияет много факторов, среди которых не только стоимость нефти, но и внешние долги (государственные и корпоративные), выраженные в валюте, размеры импорта, денежно-кредитная политика центробанков и так далее. Конечно же, экономики стран, доля экспорта нефти в которых составляет львиную долю, испытывают существенное давление на национальную валюту», — говорит он.
В пример Сергей Албу приводит Венесуэлу, где по итогам 2013 года доля нефти в экспорте составляет около 96%. В мае 2011 года курс доллара в этой стране был зафиксирован на уровне 4,3 боливара. Однако в феврале 2013 года национальную валюту девальвировали на 46,5%, и курс составил 6,3 боливара за доллар. Это была уже третья девальвация за последние три года, их причины — слишком большая разница в курсах между официальным и «черным» рынком иностранной валюты, что приводит к утечке валюты из страны и ее чрезмерному использованию для накоплений.
Однако доллар на «черном рынке» до сих пор стоит в разы дороже, говорит Албу, и государственный валютный курс не отражает реальную стоимость национальной валюты по отношению к другим свободно конвертируемым валютам.
Любопытно, что в январе 2014 года власти Венесуэлы ввели двойной курс доллара. Министр энергетики Рафаэль Рамирес заявлял, что по курсу 6,3 боливара будут работать импортеры первоочередных для страны товаров, а для всех остальных курс доллара будет соответствовать стоимости этой валюты на валютных аукционах, которые проводит центральный банк страны. В январе он составлял 11,3 боливара. По нему рассчитывается стоимость предметов роскоши, авиабилеты, а также обмен валюты для выезда за рубеж.
На Венесуэлу цены на нефть оказывают существенное влияние. Поэтому не удивительно, что на днях, после отказа ОПЕК сокращать объемы добычи нефти, руководитель страны Николас Мадуро заявил о создании комиссии по сокращению государственных расходов. Планируется снизить зарплаты высокопоставленных чиновников, министров, их заместителей, начальников госкомпаний. «Я бы покупал только машины для медицинских служб, чтобы они принимали пациентов и могли ездить по районам, а вот машины для бюрократов — не покупал бы», — заявил он.
В некоторых других странах доля экспорта нефти не такая существенная. К примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах, которые добывают в сутки 2,3 млн баррелей, а экспортируют 2,2 млн (в основном, в Японию), доля нефти в экспорте в 2013 году составила 33%, а курс доллара там не менялся с 1980 года — 3,7 дирхама. При этом в последние годы власти страны занимаются воплощением своей программы диверсификации (разнообразия) экономики до 2025 года. Одной из ее идей является снижение нефтяной зависимости за счет развития сферы услуг в области финансов и туризма, за счет вложений в недвижимость и привлечения инвесторов. В 1980 году экспорт нефти составлял 73% ВВП, в 1998 году — 32%, в 2009-2010 годах доля нефти в ВВП снизилась до 7-9%. Сфера услуг ежегодно приносит около $20 млрд, что составляет около 6% ВВП страны. В связи со всем этим, по мнению Албу, цены на нефть оказывают не такое сильное воздействие на национальную валюту Эмиратов, поэтому и девальвировать ее ни к чему.
В министерстве экономики Объединенных Арабских Эмиратов не ответили на запрос «Фонтанки».
Нет смысла удешевлять национальную валюту Саудовской Аравии, потому что доходы этой страны значительно выше, чем расходы, говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. В 2013 году расходы Саудовской Аравии составили $185 млрд, а расходы бюджета России — $404 млрд. При этом доходы России в прошлом году оказались ниже, чем расходы (дефицит составил 310 млрд рублей — около $10 млрд), а бюджет Аравии оказался с профицитом (превышением доходов над расходами) $48 млрд.
«Саудитам нет смысла девальвировать собственную валюту, так как их бюджет может выдерживать длительные просадки по стоимости нефти, учитывая, что в данной стране себестоимость ее добычи ниже, чем в России. Также у Саудовской Аравии есть мощный стабилизационный фонд в виде золотовалютных резервов, которые составляют $748 млрд. Золотовалютные резервы России — около $450 млрд, притом что наша страна в несколько раз больше Саудовской Аравии и по площади, и по количеству проживающего населения», — говорит она.
Аналогичная ситуация, по ее словам, наблюдается в таких странах, как Кувейт, Катар, Алжир, Ирак и Эмираты. Во многих из них себестоимость добычи нефти позволяет продавать нефть по $60, по $50 и даже по $40 за баррель. «Если посмотреть в другую сторону, например, на Бразилию, то ее бюджет не имеет такой зависимости от нефтяных доходов, как российский. Основной источник доходов Бразилии — сфера услуг», — говорит Кокорева.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»