Девять забастовок пилотов за последние четыре месяца, ухудшение ситуации на российском рынке авиаперевозок и сложная геополитическая обстановка позволяют иностранным авиакомпаниям мечтать лишь о сохранении прошлогодних показателей по России. Топ-менеджеры Lufthansa рассказали «Фонтанке», что для привлечения клиентов даже готовы устроить аукцион на стоимость билетов определенного класса.
С конца августа пилоты концерна Lufthansa устроили девять забастовок. Последняя началась с первых чисел декабря. Пилоты недовольны условиями выхода на пенсию и намерены добиваться от руководства изменения контракта. Директор по корпоративным коммуникациям в Европе Мартин Рикен рассказал «Фонтанке», что из-за забастовки Lufthansa смогла отправить лишь 1350 из 2800 рейсов. Отмена полетов затронула и авиасообщение с Петербургом.
«Должно было быть 22 рейса вчера и сегодня. Не знаю точно, сколько из них было отменено в итоге. В общемировом масштабе, так или иначе, пострадало около 150 тысяч пассажиров. Мы пытались им помочь, как могли. В частности, предоставляли постоянные обновления по ситуации через смс-сообщения. Кроме того, они получили возможность перебронировать рейсы, также была возможность получить железнодорожный билет. Таким образом мы помогли примерно 77% пострадавшим от забастовки пассажиров, с остальными не смогли связаться», – рассказал Мартин Рикен.
Однако в компании подчеркивают, что даже если бы забастовок не было, то вряд ли бы показатели концерна по России удалось вывести на уровень прошлого года. Главной причиной является ухудшение ситуации на российском рынке авиаперевозок в целом.
Так, пару дней назад «Аэрофлот» заявил об убытке за первые девять месяцев 2014 года в размере 3,5 млрд рублей. Годом ранее авиаперевозчик завершил тот же отчетный период с прибылью. Кроме того, в текущем году еще одна российская авиакомпания – «Ютэйр» – сообщила о техническом дефолте. В сентябре российские СМИ сообщали, что еще один крупный игрок авиарынка – «Трансаэро» – будет просить финансовой поддержки государства. Впрочем, в самой авиакомпании эту информацию опровергали, а генеральный директор Ольга Плешакова заявила, что «Трансаэро» в поддержке не нуждается.
Одной из причин ухудшения обстановки в авиаперевозках называли уменьшение стоимости рубля, что повлекло за собой падение покупательной способности пассажиров и снижение туристического потока.
В Lufthansа сообщили, что несмотря на это, не стали сокращать предложение на российском рынке. Austrian Airlines, Brussels Airlines, Germanwings, SWISS и головная компания одноименного концерна Lufthansa по-прежнему совершают 90 рейсов в Россию. Самолеты группы летают из Европы в Самару, Нижний Новгород, два московских аэропорта и Санкт-Петербург. Это позволяет занимать 4,3% российского рынка.
По словам регионального директора по России и странам СНГ Акселя Хилгерса, в 2013 году все пять компаний суммарно перевезли между Европой и Россией 2,5 млн пассажиров. Среди них большой популярностью стали пользоваться билеты первого класса.
«В плане предложения в России мы все сохранили полностью. Наши долгосрочные перспективы никто не отменял. Тактическая задача – сделать так, чтобы наши показатели не падали так, как падает рынок. Конечно, цифры за 2014 год будут хуже, чем за 2013. Но если сравнить с тем, как падают показатели рынка в целом, то мы показываем более уверенную динамику», – рассказал «Фонтанке» Аксель Хилгерс.
Он добавил, что на Украине Lufthansa также пытается сохранить свои позиции. Сейчас самолеты группы летают из Евросоюза в Одессу, Киев, Львов и Днепропетровск.
«Единственное направление, которое мы закрыли – это Донецк. Но это только потому, что аэропорт не действует. Понятно, что сейчас мы не можем планировать возобновление рейсов в этот город, все зависит от инфраструктуры. Кроме того, Austrian Airlines отменила рейсы в Харьков. Пока решения о возобновлении рейсов туда тоже нет, мы следим за развитием событий», – рассказал Аксель Хилгерс.
В Lufthansа отмечают, что среди российских пассажиров особой популярностью пользуются Майами, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Каракас, Милан, Барселона, Берлин и Париж. Класс «премиум-эконом» действует на некоторых из этих направлений.
Андрей Меньшенин, "Фонтанка.ру"