В петербургском автокластере может появиться еще один завод. Как стало известно «Фонтанке», немецкий концерн Daimler, который выпускает автомобили Mercedes, ведет переговоры с городскими властями о запуске в Петербурге своего завода. Согласно одному из вариантов, немцы могут выкупить у «Ё-авто» Михаила Прохорова производственный комплекс в Марьино, в котором ранее планировалось выпускать «ё-мобили».
О том, что концерн Daimler рассматривает возможность по локализации своего производства в России, 2 декабря рассказал глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, сейчас такие переговоры ведут власти Москвы, Московской области и Татарстана. Однако, как стало известно «Фонтанке», министр упомянул не все регионы: аналогичные переговоры активно ведут и представители экономического блока Смольного.
По данным нашего издания, город предложил Daimler несколько участков на выбор, в том числе в Шушарах, где уже работают заводы GM, Toyota и Man. Кроме того, рассматривается возможность по покупке у компании «Ё-авто» производственного корпуса в Марьино, рассказал собеседник, близкий к руководству «Ё-авто». Напомним, что на площадке в Марьино известный бизнесмен Михаил Прохоров планировал выпускать «ё-мобили». Здесь, на территории технопарка, были построены два корпуса – производственный и административный. Инвестиции в проект оценивались в сумму не менее 2,5 млрд рублей. Однако в начале 2014 года группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова официально оказалась от развития проекта «ё-мобиля» и продала все технологические наработки за 1 евро государству.
С тех пор ООО «Ё-авто», которое по-прежнему принадлежит Прохорову, ищет покупателя на уже практически готовую производственную площадку. В частности, велись переговоры о выпуске здесь электробусов, а также комплектующих для автокластера. В последнем случае в качестве возможного покупателя выступали китайские инвесторы. Теперь, по информации «Фонтанки», эти цеха может занять Daimler. Впрочем, как говорят собеседники нашего издания, окончательное решение еще не принято, и немецкий концерн будет анализировать предложения других регионов, после чего будет принято окончательное решение. Предполагается, это может произойти уже в 2015 году.
По мнению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, Mercedes заинтересован в локализации производства, так как в 2014 году вступил в силу запрет на покупку для государственных нужд легковых автомобилей, автобусов и тракторов, если они были произведены за пределами Таможенного союза. Однако речь идет об исполнительных органах власти: государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения по-прежнему вправе приобретать иностранную технику, в том числе – так любимые отечественными чиновниками "мерседесы". Любят их и в нашем городе: так, ГУАТП «Смольнинское», которое занимается транспортным обслуживанием чиновников, в 2013 году приобрело за 4 млн рублей автомобиль Mercedes-Benz S 400.
По данным аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб», за 10 месяцев 2014 года в Петербурге было продано 5294 легковых автомобиля Mercedes, что на 12% больше аналогичного периода 2013 года. При этом в целом по рынку продажи упали на 9%, в основном – в эконом-классе. Аналогичная ситуация и по всей России: по расчетам агентства «Автостат», за 10 месяцев Mercedes нарастил продажи по России на 4,5 тысячи штук по сравнению с январем – октябрем 2013 года. В сентябре директор по продажам Daimler Ола Каллениус заявил в интервью газете Die Welt, что, несмотря на кризис и уменьшение спроса на автомобили, его компания намерена увеличить продажи своих машин в России, но не уточнил, на сколько именно.
Сейчас Daimler выпускает в России свои грузовики совместно с КамАЗом в Набережных Челнах (15% акций КамАЗа принадлежат немцам). А вместе с группой ГАЗ Олега Дерипаски немецкая компания делает в Нижнем Новгороде микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter. А если переговоры с Daimler будут удачными и "мерседесы" действительно будут делать в Петербурге, то это будет первое предприятие, которое привела в наш город команда Георгия Полтавченко. Переговоры с компанией Man, которая запустила свое предприятие в конце 2013 года, начались еще при Валентине Матвиенко.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»