Президент Ассоциации российских банков и советник спикера Совета Федерации Гарегин Тосунян прокомментировал «Фонтанке» повышение ключевой ставки Центрального банка и рассказал о возможных последствиях.
— Центральному банку виднее, поэтому я не берусь критиковать проводимую им политику. Но с моей точки зрения, повышение ключевой ставки неизбежным образом влечет за собой рост процентов по кредитам, увеличение стоимости денег, и значит — повышение себестоимости любого производимого товара на внутреннем рынке. А следовательно, мне кажется, рост инфляции вместо его сокращения.
Я отнюдь не считаю себя в этой области специалистом. В Центральном банке очень много профессиональных и глубоких экономистов. При этом логику, которая заключается в том, что ограничение денежной массы приведет к меньшему давлению на валютный курс, что, в свою очередь, будет сдерживать инфляцию, — я не понимаю. Для меня это странно.
Наверное, у коллег из Центрального банка есть серьезные основания, чтобы действовать в таком тренде, и мне бы тоже хотелось знать о них. Но повторюсь, мое непонимание не должно перевешивать позицию Центрального банка. Да, у меня есть аргументы, которые лежат в основе моей точки зрения, но я тем не менее не претендую, что являюсь истиной в последней инстанции.
Зато я понимаю другую логику. Можно было бы пойти путем постепенного снижения ключевой ставки, увеличивая объемов рефинансирования, но с постоянным контролем — чтобы деньги не поступали на валютный рынок, в том числе к спекулянтам. В результате стоимость денег будет увеличиваться, конкуренция — возрастать, динамика роста экономики — обеспечивается.
На мой взгляд, источник инфляции на самом деле лежит в тарифной политике, в бизнес-климате, в коррупции, в слабости судебной и правоохранительной системы. А мы почему-то сжимаем денежную массу, массу кредитования и полагаем, что мы инфляцию победим. Но опять же, я очень доверяю Центральному банку и не хочу критиковать его решения. Тем не менее, я остаюсь при своем мнении.