Реставрация Каменноостровского дворца вступает в завершающую стадию. Меньше года остается до того момента, как парк откроют для горожан, а дворец, где Георгий Полтавченко отказался размещать губернаторский дом приемов, примет Академию талантов. «Фонтанка» познакомилась с работой реставраторов, возвращающих интерьерам бывшей императорской резиденции присущее им когда-то великолепие.
Любимая резиденция Александра I
Каменноостровский дворец строился Екатериной Великой для своего сына, Павла I, но стал любимой резиденцией ее внука Александра I. Император искал здесь уединения. Не случайно одним из первых его распоряжений было «поддержание на острове тишины»: на Каменном закрыли все трактиры и увеселительные заведения.
В тишине и уединении принимались судьбоносные для страны решения. В Каменноостровском дворце Александр I обсуждал со Сперанским проекты преобразования России в парламентскую монархию. Здесь же 6 августа 1812 года он поручил командование русской армией Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.
После смерти Александра I дворец неоднократно менял хозяев, переходя по наследству от одного представителя императорской фамилии к другому. Во время гражданской войны здесь организовали детскую трудовую колонию, а позже военный госпиталь и санаторий.
Каждый из новых владельцев вносил в планировку и декоративное убранство дворца что-то новое. Здесь работали Баженов, Кваренги, Бренна, Стасов, Штакеншнейдер и многие другие великие архитекторы. К сожалению, часть помещений со временем полностью утратила историческую отделку. «При разработке проекта реставрации к каждому помещению проектировщики подходили индивидуально, – рассказывает художник-реставратор реставрационной компании «Интарсия» Ирина Денисова. – В одном и том же зале лепка могла принадлежать одному времени, а живопись другому. Поэтому в каждом конкретном помещении за основу брали тот период, к которому относилось большинство сохранившихся деталей».
Например, в Аванзале соседствуют уникальные произведения искусства, свидетели разных эпох жизни дворца. Первоначально, при Павле I, этот зал был полностью оформлен фресковой живописью по штукатурке. Авторами проекта, скорее всего, были Винченцо Бренна и Джакомо Кваренги. Такие декоративные панно с орнаментальными гротесковыми композициями можно встретить, например, в Павловском дворце. В Каменноостровском же они сохранилась только над дверьми Аванзала.
А на стенах зала в середине XIX века вместо фресок появились роскошные итальянские пейзажи с использованием композиций и сюжетов знаменитых гравюр Пиранези. «На одной из композиций обнаружена подпись предположительно Петра Басина, художника, расписывавшего Исаакиевский собор, – рассказывает Ирина Денисова. – Этот зал – один из самых интересных во дворце с точки зрения монументальной живописи, но к его реставрации мы приступим только в следующем году».
«Женский» кирпич
Воссоздание и реставрация интерьера – финальная часть работ в Каменноостровском дворце, которые начались в конце 2011 года. Более двух лет ушло на укрепление фундаментов, стен, ремонт кровли, обустройство подвалов, реставрацию фасадов, прокладку инженерных сетей.
«Сегодня здание прочно стоит на новом основании, – рассказывает главный инженер проекта реконструкции дворца, сотрудник реставрационной компании «Интарсия» Виктор Нефедьев. – По всему периметру исторического фундамента, с внешней и внутренней стороны, под углом установлены сваи, которые сегодня несут основную нагрузку».
Были укреплены и стены, сложенные, к слову, из особого кирпича: «железного» и «полужелезного». В XVIII такой качественный прочный кирпич использовался только при строительстве императорских дворцов или шел на экспорт. Изготавливался он по особой технологии. Сначала глина вручную отминалась в формы, летом заготовки несколько месяцев сохли в сараях и сенниках, зимой вымораживались на ледниках. После выбраковки, а она достигала 70-80 процентов, кирпич шел в обжиг. «Железный» обжигался в течение двух недель, «полужелезный» – одной.
«Интересно, что в то время кирпичными заводами наравне с мужчинами владели и женщины, – рассказывает Ирина Денисова. – По крайней мере, несколько раз при реставрации кирпичной кладки стен Каменноостровского дворца попадались кирпичи, клейменые женской фамилией».
Путти в пионерских галстуках
К реставрации интерьеров дворца специалисты приступили в 2013 году. К этому времени уже была проделана огромная работа по исследованию исторических интерьеров. В каждом зале проведены анализы исторической штукатурки, грунта, красочного слоя, поздних реставрационных наслоений. На основе полученных данных составлены реставрационные методики.
Сегодня практически полностью закончены реставрационные работы в Большом двухсветном зале. На стенах в полном объеме воссоздан искусственный мрамор, отреставрирован лепной декор и барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих Правосудие, Надежду, Истину и Справедливость. Кропотливая работа проведена по реставрации живописного фриза.
В соседнем зале, бывшей библиотеке, восстановлены восемь живописных медальонов с изображениями путти. Живописные изображения обнаженных амуров характерны для искусства барокко и ренессанса. Однако в советское время, когда в здании размещалась детская трудовая колония, обнаженная натура показалась воспитателям неуместной, и путти… одели и превратили в пионеров, повязав им красные галстуки.
И сейчас на одной из композиций можно увидеть детский советский мяч, с которым играет купидон. Реставраторам не удалось понять, что там было изначально, птичка, цветок или что-то еще. Чтобы не фантазировать, решили оставить как есть.
«Путти изображены на прикрепленных к потолку тонких тканях-миткалях, – рассказывает Ирина Денисова. – Состояние их было удручающе. Штукатурка под миткалями была сырая, в плесени и деструктирована. Местами ее куски отвалились и лежали прямо на ткани. Реставраторы укрепили штукатурку, провели антисептическую обработку, расчистили и укрепили миткали». Теперь за судьбу холстов можно быть спокойным.
По старинным методикам
Часть помещений на втором этаже Каменноостровского дворца, где некогда размещались личные покои императорской семьи, полностью утратила исторические интерьеры. Поэтому сегодня здесь ведутся работы по воссозданию интерьеров по аналогам, существующим в других петербургских дворцах.
«В середине XIX обязанности главного архитектора дворца выполнял Андрей Штакеншнейдер, – рассказывает Ирина Денисова. – Соответственно при проектировании реставраторы ориентировались на его наследие. В ряде случаев аналогом служит лепное убранство и монументальная живопись самого Каменноостровского дворца. Так, в одном из помещений уже воспроизведен плафон с цветочным орнаментом, выполненный в манере школы Джованни Батиста Скотти, реставрация которого на первом этаже еще только началась».
Воссоздание монументальной живописи ведется по тем же методикам, что работали художники XIX века. Сначала пишется эталон на картоне. Потом рисунок переносится на кальку, в которой по контурам иголкой проделываются многочисленные отверстия. Затем кальку накладывают на стену или потолок и набивают контур рисунка угольным порошком. У живописцев такой способ нанесения рисунка называется припорох. Затем по контуру выполняется одноцветная роспись в технике гризайль. И только потом слой за слоем художники-реставраторы придают цветочному орнаменту объем и цвет. К одному и тому же месту художник-реставратор прикасается кистью несколько десятков раз. А на роспись одного небольшого зала может уйти больше полугода.
Полностью реставрация интерьеров Каменноостровского дворца должна завершиться в следующем году.
Сергей Ворохов, для «Фонтанки.ру»