Цены на бензин в Петербурге начали снижаться в ответ на заявление Владимира Путина о неоправданно высокой стоимости автомобильного топлива. Участники рынка обращают внимание, что явление вызвано административными, а не экономическими причинами. Цены на оптовом рынке с начала года выросли на 15 – 20% с учетом недавнего падения, а розничные — лишь на 6 – 8%. Плюс с 2015 года вступает в действие налоговый маневр, который, как заявлял вице-премьер Аркадий Дворкович, приведет к росту цен на бензин еще на 10%.
По данным Петростата, с 8 по 15 декабря средняя стоимость всех видов бензина в Петербурге снизилась с 33,73 до 33,71 рубля. Цена Аи-92 упала с 32,65 до 32,63 рубля, Аи-95 (и выше) — с 36,11 до 36,09 рубля.
Во вторник, 9-го числа, президент Владимир Путин заявил о необходимости остановить рост розничных цен на автомобильное топливо: «Основной рост зафиксирован в розничном сегменте, в то время как в оптовом цены снижаются. Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» В ответ на это начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин сообщил «Фонтанке», что еще 5 декабря ведомство попросило розничных продавцов снизить цены на АЗС. «Если розничные цены не будут снижены, ФАС готова будет возбуждать дела против компаний», — сказал он.
Петербургское агентство «Аи92» мониторит цены на топливо гораздо более тщательно, чем Петростат. Доступ владельцев АЗС к базе цен агентства осуществляется на условии предоставления собственных розничных цен. Они присылают их сразу, как только они изменились (даже перед УФАС по Петербургу продавцы отчитываются лишь раз в неделю.)
По информации агентства, с 9 декабря, когда выступил Путин, по 19 декабря компания «ЛУКойл» снизила на своих заправках в Петербурге стоимость литра Аи-95 на 50 копеек, «Роснефть» — на 33 копейки, «Газпромнефть» — на 20 копеек, ТНК — на 16, «Несте» — на 15, «Киришиавтосервис» — на 13, «Статойл» — на 0,05. Почти так же каждая из компаний снизила цены на Аи-92. Аи-98 за это время подешевел только на, примерно, половине заправок «Газпромнефти».
С начала декабря до заявления Путина бензин только дорожал. «ЛУКойл» повышал цену Аи-95 на рубль, Аи-92 — на 75 копеек. Также компания недавно отменила большинство акций, по которым водители получали скидку. ПТК за этот период повышала цену Аи-95 на 22 копейки, на Аи-92 — на 10 копеек.
С начала года по 1 декабря средняя в Петербурге стоимость Аи-92 выросла с 29,93 до 32,53 рубля, Аи-95 — с 32,71 до 35,7 рубля, дизельного топлива — с 33,21 до 33,96 рубля, следует из данных Петростата.
При этом стоимость нефтепродуктов на оптовом рынке выросла в среднем на 35%. Выше всего цены были в октябре и ноябре, однако с середины ноября по 19 декабря стоимость «Регуляр-92» упала с 40,4 тыс. рублей за тонну до 31,3 тыс., «Премиум-95» — с 42,1 тыс. до 32,3 тыс. рублей, следует из данных Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Падение цен на оптовом рынке было связано с тем, что руководство ФАС разослало по нефтяным компаниям письма, в которых, по информации «Фонтанки», было сказано о намерении возбудить дела и наложить на компании так называемые оборотные штрафы, предусматривающие от 1 до 10% от годовой выручки компании, полученной в результате продажи товара, на рынке которого было совершено нарушение.
В случае с «Газпромом» или «Роснефтью» такие штрафы могли бы исчисляться миллиардами рублей. Например, в 2011 году ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд рублей за ограничение доступа грузоотправителей к железнодорожным перевозкам. Железнодорожная монополия пыталась оспорить этот штраф в Конституционном суде как «противоречащий Конституции РФ», но в конце ноября судьи решили, что дело не может быть рассмотрено в КС, потому что пока решается арбитражными судами.
Примерно в то же время, в середине ноября, ФАС возбудила дело о возможном манипулировании ценами на главной площадке по торговле нефтепродуктами в России — Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Поскольку среди ее акционеров есть крупнейшие нефтегазовые компании, то представители розничного бизнеса, которые владеют только сетями АЗС и не занимаются добычей и переработкой нефти, склонны были видеть заговор нефтяников против них.
Согласно предположению работников ФАС, компании «ЛУКойл», «Башнефть» и «Роснефть» продавали бензин друг другу, искусственно завышая цены. 15 декабря в Москве прошло первое заседание комиссии ФАС, которая занимается расследованием, совместно с представителями этих компаний. Рассказать о его результатах 19 декабря в ведомстве были неготовы. Ранее в ФАС сообщали, что расследование закончится в первой половине 2015 года, и встреча 15 декабря носит промежуточный характер.
Как объяснили «Фонтанке» в одной из компаний, снизивших цены, никакого экономического обоснования в этом снижении нет. «Это явление носит исключительно административный характер. Снизили цены в основном нефтяные компании после заявления Путина, а за ними вынуждена была последовать и розница. С начала года бензин на оптовом рынке подорожал на 35%, затем откатился на 13%, а розничные цены за весь этот период увеличились на 6 – 8%. Во-первых, отката на 13% недостаточно для прекращения роста розничных цен. Во-вторых, между изменением цены на оптовом рынке и изменением на розничном проходит не менее 30 – 45 дней, так как контракты на поставку заключаются на месяц, а иногда и продлеваются на 15 дней. Плюс время на доставку, товарные остатки и так далее», — пояснил собеседник.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша сообщил «Фонтанке», что также не видит экономического обоснования снижения цен. «С учетом отката на оптовом рынке розничные цены выросли с начала года в два раза меньше, чем оптовые. Это несоответствие осложняется тем, что оптовый рынок монополизирован, а розничный — конкурентен. Соответственно, если госкомпании могут позволить себе снизить цены на своих АЗС и перенести центр прибыли на оптовый рынок, розничные сети заправочных станций не могут себе этого позволить. Подобная ситуация может привести к выдавливанию независимых трейдеров и монополизации уже розничного рынка. Плюс я бы хотел напомнить, что с 2015 года вступает в действие так называемый налоговый маневр, который неизбежно в конечном счете должен будет привести к росту цен», — сказал он.
Евгений Аркуша также отметил, что на своей пресс-конференции 18 декабря Владимир Путин заявил, что необходимо контролировать розничные цены «в ручном режиме». «А это значит выявлять, наказывать, требовать, штрафовать. То есть управлять ценами будет не экономика, а желание отдельных товарищей», — сказал он.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»