Прошедший год был годом не какой-то там Лошади, а «Черного лебедя». Более того, он открыл «ящик Пандоры», где этих лебедей тьма-тьмущая. Какой из них и когда вылетит – трудно сказать. Впереди – полная неопределенность.
Кто такие эти «черные лебеди»? К этому образу прибегает знаменитый финансист Нассим Талеб, автор книги с одноименным названием. Используемая в английском метафора «черный лебедь» означает неожиданное событие, которое серьезно переворачивает устоявшийся порядок вещей. В том числе и социальные порядки. Революции, войны, глобальные кризисы типа Великой депрессии и т.п. Талеб убедительно доказывает, что история, как нам и без него известно, «не тротуар Невского проспекта», а продукт вот этих самых «черных лебедей».
В истории случаются только невероятные события. Особенно в истории России, где настоящее гнездо этих самых «лебедей». Я смотрю на фотографию моей прабабушки где-то накануне Первой мировой войны. Вполне благополучная, самоуверенная буржуазная дама. Если бы я обладал машиной времени и прибыл к ней в тот год, она сочла бы мои рассказы о будущем бредом сумасшедшего. Например, тот факт, что она умрет от голода в Санкт-Петербурге (который будет носить в своем названии кличку неизвестного в то время вождя большевиков – маленькой экстремистской группировки) в 1942 году.
В 2014 году одержимый неутолимой жаждой вписать свое имя в мировую историю президент России стал подлинно народным президентом: заложенные в русском народе дух экспансии и жажда сверхдержавного реваншизма воплотились во взятие Крыма, события в так называемой Новороссии (Юго-Восточной Украине). Мировой порядок, сложившийся после Второй мировой войны, в одночасье рухнул, открыв дорогу будущему хаосу. Что из него родится – новый мир или новая глобальная война – не знает никто. Однако уже сейчас можно подвести первые итоги.
Вот и стали мы на год бедней…
Первые статистические данные за прошедший год появятся только в феврале. Поэтому в эти новогодние праздники не будем затуманивать и без того не очень желающие трудиться головы цифрами, а просто обратимся к очевидным вещам.
Во-первых, все, чем мы владели, и все, что мы получали, обесценилось в два раза (или почти в два раза). Квартиры в долларах и евро, дачи с земельными участками, вклады в банках (рублевые), текущие доходы, зарплаты, пенсии. На досуге каждый может составить для себя такую табличку: что это было год назад в инвалюте, и что это стоит сейчас в той же инвалюте. И суммировать разности по всем пунктам.
Потери эти реальны, а не виртуальны. Допустим, вы располагаете второй петербургской квартирой. Год назад ее цена была, скажем, 100 тыс. евро. Ныне – 50-60. Таким образом, продав квартиру год назад, вы поимели бы лишние 40-50 тыс. евро, по сравнению с выручкой, на которую можете рассчитывать сегодня. На эту разность можно было бы приобрести кучу добра, что в России, что за рубежом.
И пусть вы никакого отношения не имеете к загранице (даже в короткие турпоездки не ездите), но знайте: рубль имеет ценность, пока он конвертируется в другие валюты по рыночному курсу. Если власть (что довольно вероятно) до конца 2015 г. отменит конвертируемость рубля или как-то ее ограничит, например, устав от оглушающих результатов свободного рынка в условиях экономической блокады, то он действительно превратится в то, чем наши патриоты называют доллар.
Во-вторых, цены. Даже по самым скромным официальным признаниям вышли мы в 2014 г. по индексу потребительских цен на 11,5% роста. Инфляция снова двухзначная. А что впереди? Зима, когда исчезнут остатки импортных продуктов. Вот тут недавно сам оливки схватил в запас: сообразил, что Испания, а это нам запрещено. Доктор нам голодную диету прописал.
В-третьих, за прошедший год мы окончательно потеряли самое главное: какую-никакую путинскую стабильность. Ту самую, которая до его второго пришествия в 2012 г. и даже до марта 2014 г. служила важнейшей составляющей социального контракта с государством или, если угодно, с государем. Я вам – устойчивое благосостояние где-то на уровне Восточной Европы (а в крупных городах – так и выше), а вы мне – карт-бланш на политику. Теперь же просто невозможно планировать будущее (крупные покупки, сбережения и т.п.).
Кстати, этого почему-то никто не заметил, но вместе с курсом рубля и высокой инфляцией окончательно рухнула и без того добиваемая накопительная пенсионная система. Что там у вас осталось от накопленных средств на «обеспеченную» старость в «закромах Родины»? И что останется после инфляции-2015?
Духовные скрепки
Кто только не изгалялся над нашим новоязом! Как только прозвучали с высоких трибун слова про «духовные скрепы», остряки стали называть их «духовными скрипами». А недавно профессор московской "вышки" на страницах «Новой газеты» написал, что у него этот термин вызывает прочную ассоциацию со степлером. У меня тоже есть ассоциация, только не со степлером, а с замысловатыми цепочками скрепок. Много лет назад на кафедре экономической теории лаборантка, как и все существа данной профессии, пухла от безделья на рабочем месте и составляла из скрепок любопытные гирлянды, которые развешивала на настольных лампах. Однако смех смехом, а народ и власть сегодня действительно едины как никогда ранее.
При брежневском социализме коммунистические лозунги уже изрядно поистрепались, а поэтому подключение штепселя от холодильника в розетку от радиоточки приносило небольшой эффект. Больше пропаганды – больше поводов для анекдотов. Нынешняя пропаганда не зовет строить коммунизм, а зовет спасать «Русский мир». Где он заканчивается, да и что это такое – толком никто не знает, но все равно, спасать надо! А то НАТО подло куда-то там прокрадется и, наверное, у дяди Вани обшарпанный «опель» с его шести соток уведет. Страшно, аж жуть!
И вот люди готовы в едином мазохистском порыве одобрить самосанкции (те, что почему-то названы ответными). По опросу «Левада-центра» в середине октября 29% определенно положительно к ним относились, а еще 44% – скорее положительно. И лишь 2% определенно отрицательно. Между прочим, попадая в эти 2% в России, я, возможно, через день-другой окажусь в тех самых 29%. Дело в том, что пишу эту статью в Литве после посещения «Норфы» (это сеть магазинов здесь такая). Так вот там еще хватает сыра с этикетками на русском языке и продается он с большими скидками. Спасибо партии за это! Хоть где-то от России есть какая-то польза.
У экономистов есть такая излюбленная кривая в виде гиперболы. Называется она кривая безразличия и показывает одинаковый уровень полезности при изменении выбора между двумя благами. Допустим, потерю потребления семи яблок в неделю человеку полностью компенсируют дополнительные три апельсина. И в итоге степень его удовлетворенности остается той же.
Однако необязательно ограничиваться столь примитивным набором благ. На одной оси мы можем поместить материальную обеспеченность в целом, а на другой – удовлетворение от широкой поступи державы (условно назовем это благо ЗКН – «зато Крым наш»). На каждую единицу потери материальной обеспеченности должно приходиться столько-то единиц прироста ЗКН. Для сохранения баланса. Так что Кремлю отступать некуда.
Вспоминаю свое участие в передаче кабельного телеканала ВОТ с депутатом питерского ЗакСа Максимом Резником. Он вместе с немногими другими депутатами не поддержал резолюции о Крыме. И вот после того, как мы совместными усилиями рассказали, чем грозят России такие обретения, звонок в студию. Пенсионерка, блокадница, орден «За оборону Ленинграда». Похоже, что не фейк. Возмущенный голос: «Да я готова за Крым полпенсии отдать!».
Пенсии у таких людей меньше 30 тыс. в месяц не бывают (тогда, весной, это около $1 тыс.). Следовательно, 500 баксов в месяц за Крым. Если собрать представительную выборку сограждан и задать один и тот же вопрос: «Сколько вам не обидно потерять ради очередного покорения Крыма?», то может из этого материала получится отличная статья. Даже заголовок броский видится «Державность и благосостояние: эффект замещения». Если постараться, то и в какой-нибудь American Economic Review могут взять. Ирония же истории в том, что у звонившей в студию пенсионерки как раз 500 баксов в месяц к концу года и отобрали. Правда, без ее согласия, просто за счет катастрофы на валютном рынке.
Духовные же скрепы при нынешнем курсе рубля стали настолько важны для российской власти (ведь больше при нефти в $60 за баррель и предложить нечего), что негативное к ним отношение новая военная доктрина отнесла к числу военных (!) угроз. Вот, скажем, не согласен какой-нибудь преподаватель-историк с патриотической трактовкой событий, несет, гад, про агрессию СССР против демократической Финляндии или оккупацию Балтийских стран, тут же последует точечный упреждающий ракетно-ядерный удар по аудитории.
И все-таки ракеты не спасут от «черных лебедей» в 2015 году. Эти птицы быстрее и мощнее любых ракет. Ждите, уже вылетели. С новым годом, товарищи!