Сейчас

+1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+1˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -3

4 м/с, южн

748мм

75%

Подробнее

Пробки

1/10

Мария со свастикой нашла поддержку в Синагоге

3677
ПоделитьсяПоделиться

Представители Большой хоральной синагоги Петербурга поддержали девушку со свастикой на руке, осужденную за убийство. 19 января на заседании по ее досрочному освобождению рассмотрят похвальную характеристику. Люди из еврейской общины готовы заплатить еще 400 тысяч рублей матери убитого парня в знак возмещения морального ущерба. А на неонацистских форумах виновную почитают узником совести.

23-летний петербуржец Дамир Зайнуллин не дожил до свадьбы пару месяцев. В 2007-м он получил диплом Аграрного университета и устраивался работать агрономом. Вечером 1 июля он шел по проспекту Стачек. С собой у него была профессиональная книжка «Овес». Чуть позже, когда его лежащее на асфальте тело заметила проезжающая мимо скорая, перерезанная артерия не дала врачам шансов.

Через пару дней был задержан подросток, украшенный свастиками. Затем следующий персонаж. В результате из семи нападавших шестеро оказались свидетелями. В том числе и бойфренд 23-летней петербурженки Марии Хапилиной.

Мария родилась в семье таксиста и обычной работницы. Активна, долго занималась легкой атлетикой, фотографией. Была студенткой Института иудаики, откуда ее отчислили за редкое посещение. Прошла курсы частных охранников. До преступления пару дней успела поработать на вахте кондитерской фабрики им. Крупской.

И именно на нее все дали показания.

Собеседники «Фонтанки» в «убойном» отделе уголовного розыска, кто принимал участие в расследовании, вспомнили: «Картину мы восстановили тогда такую: Хапилина с разбегу и в прыжке ударила Зайнуллина в шею Т-образным ножом-стилетом. Наверное, ей навеяло фильмом «Троя», где Ахиллес показал пример. С собой, впрочем, как и у других в группе, у нее были бинты и перекись водорода. Ребята двигались на «зарницу» поупражняться в рукопашной».

В процессе уголовного дела эта сцена свелась к бытовухе. В обвинительном заключении была указана такая мотивация: «на фоне внезапно возникших неприязненных отношений».

Комментировал эту историю и символ неонацистов – приговоренный к пожизненному сроку Алексей Воеводин.

В 2010 году он из застенков прислал в сеть своих правых поклонников цитату: «С Машей Хапилиной пару раз общался. Она была девушкой Феди Ковальчука. Девушку судили по ст. 105, ч. 1, и эта статья не предполагает присяжных. Если бы ей вменяли НС-мотивы, то была бы ст. 105, ч. 2., т.е. с присяжными. Присяжные её бы 99% оправдали!»

В 2009 году Федор Ковальчук осужден на 15 лет за взрыв в "Макдоналдсе" на Невском проспекте. В неонацистских блогах его признают «воином расы».

25 апреля 2008 года Кировским судом Петербурга Мария была осуждена к 10 годам несвободы. Вину не признала. С тех пор отбывает в женской колонии №2 поселка Ульяновка Тосненского района Ленобласти.

Первое рассмотрение ходатайства об ее условно-досрочном освобождении прошло 7 мая 2014 года. На заседании присутствовала мать убитого, она высказала свое мнение, и Хапилину оставили за забором.

После этого семья Зайнуллиных поняла, что надо продолжать бороться. Они обратились с иском в Красногвардейский суд Петербурга о причинении морального вреда вследствие убийства сына. Суд удовлетворил требование на 400 тысяч рублей. Конечно, дело было не в деньгах, – не погасив иск, осужденному трудно рассчитывать на условное освобождение.

Согласно процедуре, через полгода Мария могла подать прошение о свободе повторно. И подала.

«Фонтанке» известно, что за семь лет от барышни пришло к Зайнуллиным три письма, каждое из которых предваряло действие по подготовке к условному освобождению. В них Мария раскаивается и пишет, что ей тяжело встречать свое 30-летие за решеткой. Как рассказала нам мать убитого Дамира, перед Новым годом ей на мобильный телефон звонил незнакомый вежливый голос и сообщал о готовности заплатить по иску Хапилиной. Представился человек "от Синагоги".

В декабре прошлого года и второй суд был отложен. На нем выяснилось, что за Хапилину хлопочет не последняя религиозная община города. Вот судья и попросил документального тому подтверждения.

И оно будет представлено 19 января судье Тосненского района. Документ с символикой и печатью уже подшит к материалам, характеризующим осужденную.

Руководитель Информационного отдела и образовательных программ Санкт-Петербургской еврейской общины Большой хоральной синагоги Мойше Трескунов на официальном бланке уверяет: «Я знаком с Марией Вадимовной Хапилиной с 2004 года. Мария регулярно посещала Большую Хоральную Синагогу, проявляла интерес к иудаизму, участвовала в образовательных программах по изучению еврейских священных текстов и иврита. … Мария проявляла искренний интерес к мировоззрению иудаизма, часто обращалась ко мне с философскими вопросами.

Вскоре после того, как Мария была осуждена и оказалась в исправительном учреждении, она обратилась в Еврейскую общину с просьбой о духовной поддержке. Ее регулярно посещал раввин Ифрах Абрамов. … Мария писала мне письма, в которых проявляла искреннее раскаяние в совершенном преступлении».

ПоделитьсяПоделиться

Заодно в бумагах появилась гарантия от  ООО «Корпорация Многомарт», что в случае освобождения Хапилину возьмут на работу. Впрочем в компании заявили "Фонтанке", что данный документ является фальшивкой.

Однако Хапилина уважаема и неонацистами. Так, например, на форуме «Белая масть» она включена в пантеон политических заключенных, узников совести и военнопленных. Там «погон к погону» стоят «приморские партизаны», Тихонов-Хасис, десятки прочих осужденных за экстремизм и убийства. Да и пост правого правозащитного центра «Русский вердикт» помнит о ней. В Сети можно найти письмо Алексею Воеводину, написанное почерком, похожим на почерк Хапилиной: «Благодарю за слова поддержки, это важно, тем более в моей ситуации».

Что касается показаний администрации колонии, они типичны: поведение у Хапилиной хорошее, дважды в течение года поощрялась. В личном деле осужденной есть медицинская справка. В ней рост, вес и наколки: «на правом плече изображение скелета в плаще, внутренняя поверхность левого предплечья – свастика» (цитата. – Прим. ред.)

"Фонтанка" поговорила с подписавшим характеристику Мойше Трескуновым.

"Ф.": Как вы прокомментируете свое участие и участие Синагоги в истории с досрочным освобождением Марии Хапилиной?

Трескунов: Моя подпись стоит лишь под характеристикой. Она написана мной лично. Я получил просьбу от адвоката. Это только характеристика. Большая хоральная синагога официально, как структура, не будет в этом участвовать.

"Ф.": А каким образом будет?

Трескунов: Я считаю, нужно верить фактам. Мария хоть и не часто, но до совершения преступления посещала синагогу. В колонии ее несколько раз посещал раввин. Периодически она пишет мне из колонии. По письмам видно, что она очень сильно раскаивается. И, подчеркиваю, ничего у меня не просит.

"Ф.": Как вы относитесь к тому, что имя Марии фигурирует на неонационалистических сайтах?

Трескунов: Я рассуждал следующим образом: про любого человека можно написать все что угодно и причислить к кому угодно. Я знаю, что она фигурирует на таких сайтах. Но в то же время я знаю ее лично и склоняюсь к тому, что нужно верить тому, что знаешь. И потом, у нее папа татарин, а мама еврейка, и я сомневаюсь, что она могла быть причастна к какому-либо националистическому движению.

"Ф.": Вы знаете о том, что у Марии на руке татуировка свастики?

Трескунов: Про свастику я узнал уже после написания характеристики. Насколько я знаю со слов адвоката, эта татуировка появилась у Марии в камере предварительного заключения, когда она была в сильной депрессии. И насколько я знаю, это не свастика, а знак Солнца. Когда Мария попала в колонию, она хотела ее свести, но это запрещено законом. Уверен, что первое, что сделает Маша, когда выйдет на свободу – сведет татуировку.  

«Фонтанка» узнала, что вечером 13 января в одном из кафе Петербурга представители еврейской общины инициативно встретились с братом убитого. Целью было обсуждение процесса 19 января по выходу Марии.

Как рассказал нам молодой человек, «мы говорили об ужасном преступлении, о том, что они готовы заплатить. Я перевел разговор с общих гуманистических рассуждений на конкретику и спросил про свастику, намекнув, что за свое отношение к свастике я денег не беру. Мужчина по имени Иосиф растерялся. По виду он был ортодоксальным верующим и явно был не в курсе. Но вместе с ним была Ханна из еврейского благотворительного фонда. Она нашлась и предположила, что Машу подставили. Это как? Насильно накололи ей свастику. Тогда я сказал, что надо нам всем срочно выяснить, что это была за акция и наказать изуверов. Женщина испугалась и сказала, что Марию могут убить, если она даст информацию на кого-нибудь. Короче, они взяли паузу, пообещав, что в колонию придет раввин и во всем разберется. Как я могу сомневаться? Но подожду».

Евгений Вышенков,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close