Как побороть лень и обхитрить усталость? С какими проблемами может столкнуться юный спортсмен и его родители? Какие страхи преследуют спортсменов на их пути и как с ними справиться? Обо всем этом, а также о работе со спортсменами с ограниченными физическими возможностями рассказал сотрудникам Благотворительного Фонда "ТОЧКА ОПОРЫ" спортивный психолог Тимур Султанов.
- Почему из направлений психологии вы выбрали именно спортивную? Сами вы занимаетесь спортом?
- Еще в Университете на третьем курсе у нас начался предмет «Психология физической культуры и спорта». Я влюбился в это направление, принимал участие в семинарах и тренингах. Экзамен сдал на "отлично" и без подготовки. После защиты диплома поступил в аспирантуру и начал работу на кафедре психологии. Преподавать и работать с людьми мне было интересно и легко. Моя мама – учитель от Бога, многие говорят, что я пошел по ее стопам))
А спортом я занимаюсь с 6 лет. Занимался гимнастикой, акробатикой, прыжками на батуте, плаванием, легкой атлетикой – барьерным бегом 110 м и прыжками в высоту, баскетболом, боксом и вин чунь кунг фу. Да, еще немного бальными танцами, цирковой кружек и бейсбол. Было также много творческих кружков: авиамодельный, макраме, соломка, флористика, графический.
- Не секрет, что существует некоторый скепсис по отношению к вашей профессии. Многие тренеры не считают нужным драгоценное время тренировок тратить на психологическую подготовку. Сталкивались ли вы с ревностью тренеров и другими препятствиями с их стороны?
- Действительно, отношение к спортивной психологии среди тренеров разное. Я это связываю с двумя факторами: первое – отсутствие понимания профессии, что является хорошей платформой для практики множества дилетантов, называющих себя специалистами; второе – личный негативный или не давший ничего позитивного опыт взаимодействия со спортивным психологом. К сожалению, я часто сталкиваюсь с тем, что многие так называемые «специалисты» осуществляют психологическую подготовку команд с помощью тестирований, это когда нужно ответить на множество вопросов психолога, проставив галочки в соответствующих клеточках. При этом вопросы, волнующие самого спортсмена, остаются без ответа. Столкнувшись однажды с таким «специалистом», в будущем и спортсмен и тренер как минимум скептически отнесутся к работе со спортивным психологом.
Я поставил себе целью по мере своих сил изменить отношение к спортивной психологии в обществе. Порой не просто бывает объяснить тренеру, что моя работа со спортсменом в том числе направлена и на улучшение взаимодействия тренера и спортсмена, на повышение авторитета тренера в глазах спортсменов. Ведь успех складывается из доверия спортсменов тренеру, взаимного доверия спортсменов (в командных видах спорта) и веры тренера в спортсменов.
Была, например, такая история: один именитый в прошлом спортсмен, а ныне тренер молодежной команды, всячески противился работе, объясняя тем, что сам играл еще в советское время и у них не было спортивного психолога – они просто побеждали и все. И, не смотря, на заинтересованность руководства клуба наше сотрудничество так и не состоялось.
К счастью, не все тренеры такого мнения. Радует, что все большее количество молодых, думающих нестандартно тренеров, сами идут на контакт. Да, им в ходе работы бывает трудно перебороть свой прежний стереотип отношения к спортсменам, мешающие в работе привычки, но они справляются, учатся понимать себя и главное своих подопечных. Вот последний яркий пример: две детские футбольные команды, с которыми мы активно работали в прошлом сезоне, буквально рассыпалась на части от «звездности». Но обе преодолели свои трудности и взяли пьедестал почета!
- Какие ошибки совершают родители, пытаясь воспитать из ребенка олимпийского чемпиона? Чего следует избегать?
Первое. Как ни прискорбно, но зачастую родители, отдавая детей в тот или иной вид спорта, руководствуются своими нереализованными амбициями. В этой ситуации многие проблемы отпадут сами собой, если родители честно ответят на вопрос: кто хочет быть и реализоваться в этом виде спорта, я или мой ребёнок?
Второе. Очень мешает развитию юных спортсменов чрезмерная критика и неспособность родителей чувствовать эмоции ребенка. Этого нужно избегать, иначе «боязнь ошибки» будет обеспечена, и о чемпионстве можно забыть. Учитесь понимать ребенка, по тем невербальным признакам, которые он демонстрирует вам: закусывание губ, потирание и «ломание» пальцев рук, отстраненный взгляд, нервозное подергивание и даже проявление грубости. Все это – сигналы о помощи. Как только увидели нечто подобное, сразу скажите (именно скажите, а не спросите): «Я вижу, ты напряжен, обеспокоен, переживаешь, нервничаешь, и пр.» Ребенок увидит, что вы чувствуете его и сможет довериться вам, тем самым сняв напряжение.
Третье. Стараясь воспитать закалённую, сильную духом личность, родители часто идут ошибочным путём, когда игнорируют или запрещают ребёнку проявлять свои негативные эмоций. Нужно помнить, что ребёнок имеет на них право, как и любой человек. Задача же родителя создать условия, в которых их чадо научится выражать негатив правильно – с пользой для себя и окружающих. Если вовремя не искоренить эту ошибку, ребенок приучится скрывать и подавлять в себе разрушающие эмоции, что приведёт к проблемам со здоровьем и неспособности общаться с окружающими людьми правильно и эффективно.
Четвертое. Родители говорят, что проводят много времени с ребенком, но качество этого времени (они и не догадываются) оставляет желать лучшего. Совместное физическое нахождение в машине и перед телевизором, поход по магазинам не является качественным времяпрепровождением само по себе. Главнее не физическое нахождение по близости, а психологическое – когда ребенок может открыто говорить о своих проблемах и получать помощь от родителей. Для начала попробуйте убрать из лексикона фразу "как дела?", она, как правило, предполагает ответ "нормально" – вот и поговорили. Вместо этого чаще задавайте открытые вопросы, спрашивайте «что ты чувствуешь в той или иной ситуации?».
Постарайтесь исключить телевизор – у вас появится гораздо больше времени. Используйте его для общения, совместных игр и для творчества. Удивительные способности раскрываются в спортсменах, параллельно увлекающихся рисованием, лепкой, танцами, игрой на музыкальных инструментах и т.д. Научившись создавать что-то новое и красивое из ничего, они неосознанно начинают творить на спортивной площадке, создавая новые ситуации, выгодные для себя и эффективно работая в меняющихся условиях.
Если осознавать, что путь к победе – это только совместный (спортсмен – родитель – тренер) путь, то отличный результат гарантирован!
- Вы обратились в наш фонд (Благотворительный Фонд в поддержку развития спорта инвалидов «Точка опоры») с предложением бесплатной психологической помощи паралимпийцам. Почему вы приняли такое решение? Какова разница между психологической помощью обычному спортсмену и спортсмену с инвалидностью, и что есть общее? Какие барьеры чаще приходится преодолевать?
- В России, люди с ограниченными возможностями (к счастью, уже в меньшей степени) вызывают неловкость и сожаление у окружающих. Очень трудно быть под прицелом такого внимания постоянно. Люди с ограниченными возможностями как никто другой стараются скрыть от посторонних глаз свои проблемы, внутренние переживания, страхи. Всю жизнь они борются, чтобы доказать что они сильные, что они ни чем не отличаются от остальных. Трудно себе представить, чтобы человек, потративший столько усилий на создание образа независимой личности, преодолевший множество препятствий, сумевший реализовать себя в спорте, обратился за помощью притом, что в нашей стране к психологу, а уж тем более спортивному считается обращаться стыдно. Потому что бытует мнение, что только неудачники, слабаки или «больные на голову» люди идут к психологу. В сознании людей пока отсутствует разница между психиатром и психологом.
Для себя я не вижу разницы между работой с паралимпийцами и олимпийцами. Паралимпийцы такие же спортсмены, со своими желаниями и нежеланиями, страхами и убеждениями. Но есть маленький нюанс подмеченный мной – паралимпийцы гораздо более решительные, трудолюбивые и целеустремленные – этому можно и нужно поучиться!
- Что тяжелее – помогать команде или отдельному спортсмену?
- Ни то, ни другое. Если команда или отдельный спортсмен хочет изменений и готов к работе, то эффект будет. Работа с командой кардинально отличается от индивидуальной и мне нравятся оба направления. Я получаю удовольствие от своей работы.
- Что вам дало общение с паралимпийцами?
- Я специализируюсь на обучении спортсменов преодолевать экстремальные ситуации. В спорте они возникают на соревнованиях, на тренировках и в повседневной жизни. Работая с паралимпийцами, я приобрел колоссальный опыт, массу положительных эмоций, познакомился с интересными и энергичными людьми. Получил новые знания о специфике паралимийского спорта, выявил новые особенности преодоления экстремальных ситуаций и еще раз убедился в действенности моих концепций. Благодарен фонду «ТОЧКА ОПОРЫ», спортсменам и их тренерам за такую возможность!
- Дайте совет для непрофессиональных спортсменов, как мотивировать себя на занятия спортом? Что сказать себе, когда в очередной раз появляется соблазн вместо тренировки поваляться дома перед телевизором?
- Нужно спросить себя, кто отвечает за ваше настроение, за ваше состояние, за ваши эмоции, за ваши мысли. Если кто-то, но только не вы сами, тогда найдется масса причин пропустить занятие (погода, устал, дела, и пр.). Возьмите на себя ответственность за происходящее в вашей жизни. Меняйте свою жизнь, если вы этого хотите. Ни один супер тренер или фешенебельный фитнес центр не похудеет за вас или не поправит вам здоровье. Только ваш труд, только ваше желание измениться. Все возможно. Вы можете найти много ярких примеров, как кто-то взял и изменился. Вы это тоже можете. Если трудно самим, ищите партнера, тренера, клуб, где вас будут заставлять.
В качестве рекомендации, могу сказать следующее: идите на тренировку прямо после работы. Как правило, переступая порог своего дома, человеку свойственно психологически расслабляться.
Бороться с ленью и усталостью поможет и такой прием. Многие любят говорить, что они устали. Как правило, усталость имеет конкретное место в теле – уставшие (отекшие) ноги, спина, шея, глаза, стопы, руки. К тому же, многие путают усталость с жаждой и (или) голодом, утолив которые, усталость исчезает. Прислушайтесь к себе. Спросите себя: чего вы хотите, что конкретно устало, что при этом вы чувствуете? Определив место усталости в теле, дайте ему отдохнуть: закиньте ноги на спинку дивана; разомните спину, шею; закройте глаза и дайте им отдохнуть, а не смотрите в экран телевизора; помассируйте стопы, руки. Вы почувствуете, что можете еще многое и сможете потренироваться с настороением.
Благотворительный Фонд в поддержку развития спорта инвалидов «ТОЧКА ОПОРЫ» , учрежденный ГК «Фармакор» поддерживает спортсменов-паралипийцев Петербурга с 2010 года. Фонд существует для того, чтобы возможность заниматься спортом в достойных условиях была у всех, несмотря ни на какие физические ограничения. Фонд помогает спортсменам (приобретение медикаментов, экипировки, инвентаря и т.д.), организовывает соревнования, проводит образовательные проекты для детей, активно сотрудничает со СМИ – рассказывает и о проблемах, и о спортивных достижениях паралимпийцев. Более подробную информацию о работе БФ «ТОЧКА ОПОРЫ» можно узнать на официальном сайте http://fondopora.ru/
Тимур Султанов – кандидат психологических наук. Окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию физической культуры имени П.Ф. Лесгафта по специальности спортивный психолог, защитив диссертацию на тему «Психологические особенности преодоления экстремальных ситуаций спортсменами различных специализаций». Также разработал научно-обоснованную программу социально-психологического тренинга «Психологическая подготовка к экстремальным спортивным ситуациям».