Петербургский метрополитен начал подготовку к тендеру на поставку 20 составов для красной линии. В действующих ценах они могут обойтись подземке в рекордные 12,8 млрд рублей. Первый раз ГУП пытался приобрести новые вагоны для первой ветки осенью 2014 года, но тогда закупка сорвалась из-за информации украинских СМИ о том, что завод из Кременчуга дал взятку чиновникам Смольного, и потому «коррупция победила Путина». Цена этого скандала – с осени один вагон подорожал на 40%.
ГУП «Петербургский метрополитен» обратился к вагоностроительным компаниям с просьбой прислать свою оценку, во сколько может обойтись производство 160 вагонов с асинхронным двигателем (120 промежуточных вагонов и 40 головных). Из них предполагается сформировать 20 восьмивагонных составов, которые будут курсировать по первой линии метро и заменят морально устаревшие поезда. Условия поставки следующие: первые 4 состава должны поступить в депо «Дачное» в 2016 году. Далее график следующий: 2017 год – 3 состава, 2018-й – 4, 2019-й – 5, 2020-й – 4.
Недавно комитет по транспорту объявил конкурс на поставку 48 вагонов с асинхронным двигателем для третьей линии, стоимость контракта – 3,8 млрд рублей, или 80 млн рублей за штуку. Таким образом, примерная стоимость тендера, который намерен провести ГУП «Петербургский метрополитен», может составить огромную сумму в 12,8 млрд рублей (в текущих ценах). Это существенно больше, нежели осенью 2014 года, когда ГУП первый раз пытался закупить новые составы для красной линии: тогда за 120 вагонов предприятие было готово отдать 6,9 млрд, или 57 млн за вагон. Аналогичным образом подорожал подвижной состав и для других видов общественного транспорта: троллейбусы, которые осенью закупали за 8,7 млн, теперь стоят 14,1, трамваи – 100 млн вместо 82 млн. При этом все цены определяются путем опроса потенциальных поставщиков.
Напомним, что предыдущая попытка метрополитена купить составы для первой линии провалилась из-за международного скандала. Один из потенциальных подрядчиков – Кировский завод – намеревался выйти на конкурс в партнерстве с Крюковским вагоностроительным заводом из Кременчуга. В украинских СМИ стала распространяться информация, что Крюковский завод уже договорился со Смольным о победе, дав взятку чиновникам. «Как путинскую политику побеждают чиновничьи откаты» – гласил заголовок в одной из газет Украины. В итоге губернатор Георгий Полтавченко дал указание отменить тендер, хотя, согласно официальной версии, это было сделано для «доработки технического задания». Теперь же, после стремительной девальвации рубля, вагоны обойдутся петербургской подземке существенно дороже: в среднем один вагон подорожал на 40%.
По данным «Фонтанки», подземка ждет предложений от потенциальных поставщиков до конца марта, чтобы потом окончательно сформировать техническое задание и объявить конкурс. Основными участниками конкурса, скорее всего, станут Октябрьский электровагоноремонтный завод, который входит в российскую группу «Трансмашхолдинг», и петербургское ООО «Вагонмаш», которое на 51% принадлежит чешской Skoda и на 49% – оффшору с острова Гернси. Пока счет между компаниями, выражаясь футбольным языком, ничейный: в 2012 году «Вагонмаш» выиграл тендер на поставку 9 составов с асинхронным двигателем для зеленой линии за 3,2 млрд, а ОЭРВЗ в конце 2013 года – на производство 11 составов за 3 млрд.
В конце марта «Вагонмаш» стал победителем вышеупомянутого конкурса на поставку 8 составов за 3,8 млрд, однако контракт не заключен до сих пор. Второй участник – ОЭРВЗ – не был допущен до аукциона и подал три жалобы в ФАС: первая была признана необоснованной, вторую ФАС не рассматривал из-за того, что она поступила спустя 10 дней после подведения итогов тендера, а третья стала основанием для внеплановой проверки. Итоги этой проверки были опубликованы на сайте госзакупок в среду, 25 марта, и теперь комитет по транспорту может официально подписать контракт с «Вагонмашем», тем более что гендиректор предприятия Владислав Козак уже поставил свою подпись.
Однако руководство комитета по транспорту медлит. По данным «Фонтанки», против подписания контракта выступает вице-губернатор Игорь Албин, который недоволен тем, что, по сути, никаких торгов не было, а победителем стала компания, которая пока не имеет своего производства в России. Свой первый контракт Skoda исполнила в партнерстве с Кировским заводом. Однако сейчас чехи не могут договориться со старейшим петербургским предприятием, которое не устраивает слишком низкая ставка арендной платы, предложенная «Вагонмашем». Среди других вариантов, которые рассматривают чехи, – площадка на территории Ижорских заводов, где ранее работала канадская Magna, и даже цеха самого Октябрьского завода. Однако окончательных договоренностей пока нет.
Однако Смольный оказался в патовой ситуации: с одной стороны – нежелание подписывать контракт с «Вагонмашем», с другой – отсутствие прочных оснований отменить закупку на этой стадии.
Как говорит старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Ирина Митина, заказчик вправе уклониться от заключения контракта в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы или несоответствий победителя действующему законодательству, которые ранее не были выявлены. Например, если вдруг выяснится, что «Вагонмаш» находится в стадии ликвидации или имеет задолженность по налогам. При этом сам победитель может в любой момент обратиться в суд с требованием обязать комитет по транспорту заключить контракт. Тем более что компания несет прямые денежные убытки: для участия в аукционе оба подрядчика представили денежное обеспечение в размере 5% от стоимости контракта (около 200 млн). И забрать их обратно, пока процедура не будет завершена, нельзя.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»