Попытка получить причитающиеся дивиденды по газпромовским акциям обернулась для клиента Газпромбанка сюрпризом. Оказалось, что деньги, якобы по собственноручному заявлению клиента, были отправлены проживающему в Нижнем Новгороде однофамильцу. По стечению обстоятельств — сотруднику подрядчика Газпрома. После чего сотрудники банка заблокировали банковские карты непричастных и щедро поделились их персональными данными с посторонним.
Кусочек национального достояния
О том, что у неё есть акции Газпрома, Наталья вспоминала раз в два-три года, после чего отправлялась в ближайший офис Газпромбанка получить дивиденды и о большем не мечтала. Обычно годовая выплата оседала на специально заведенном для этих целей счете. Каких-либо других счетов, банковских карт и вообще отношений с Газпромбанком у Натальи нет.
В апреле 2015 года поход в Василеостровский офис банка дохода не принес: «На вашем счете ничего нет. Деньги перечислены на указанную вами банковскую карту». На замечания об отсутствии любых карт этого банка, удивленный вопрос о том, с каких пор клиенту заводят банковскую карту без его ведома, последовал совет ехать разбираться в депозитарий и офис «Староневский» на Исполкомскую улицу, дом 4.
На подозрительность подталкивала беседа в банке.
– Подскажите, если теоретически я к некой своей зарплатной карте в вашем банке захочу выпустить допкарту на другого человека, как это сделать?
– Ксерокопия паспорта и анкета-заявление, – не моргнув глазом, ответила операционист.
– Но ведь чтобы получить эту допкарту, человек должен прийти к вам, показать паспорт – правильно?
– Не обязательно. В ряде случаев вы сами можете ее получить.
– Например, если мои голубые глаза понравятся девушке-операционисту?
– Ну, почти... да.
В «Староневском», выслушав претензии и обратившись к компьютеру, операционист рассказала историю: якобы клиентка ещё три года назад собственноручно написала в Газпромбанк заявление с просьбой отныне все причитающиеся ей дивиденды по акциям компании перечислять на дополнительную банковскую карту, открытую на её имя, но привязанную к зарплатному счету некоего Евгения, проживающего в городе Арзамасе Нижегородской области. Данные сего мужчины банк предоставил, причем оказалось, что он оказался однофамильцем Натальи. Показать заявление, на основании которого совершилось перечисление средств незнакомцу, в банке отказались. Сочтя поиски сего документа в своих архивах проблемой клиента, предложили ехать разбираться в офис петербургского филиала на площадь Пролетарской Диктатуры, дом 3.
О банковской тайне
Отказавшись дальше разбираться в истории с исчезновением денег клиента со счета, банковские работники предоставили этому клиенту чужую подноготную: в доказательство собственной добросовестности Наталье отдали полную распечатку движения денег по счету того самого однофамильца из города Арзамаса. После чего банк принял ее заявление и заблокировал карту, на счет которой деньги перечислялись.
Гибель сенсации
История возбудила журналистский интерес: мерещилось, как дивиденды мелких миноритариев, не востребованные по несколько лет, перечисляются на счета однофамильцев, а затем неизвестные (и, не дай бог, жулики) получают в сумме баснословные барыши. Аналогия с забытыми счетами пенсионеров, которых годами безнаказанно обворовывали сотрудники почты в Ленинградской области, напрашивалась. Подвела добросовестность.
Изучив щедро предоставленную банком информацию по движению счета совершенно постороннего однофамильца, журналисты убедились, что сотрудник Ленгазспецстроя Евгений не похож на афериста: командировочные расходы в Бованенково, Надыме и Воркуте перемежались с покупками в родном Арзамасе, а размер получаемой зарплаты не предполагал суперзаинтересованности в дополнительной десятке тысяч рублей в год путем сложного подлога.
Когда в открытых источниках мелькнуло имя супруги Евгения, стало понятно, что масштабную аферу искать не следует. Женщина оказалась полной тезкой пострадавшей клиентки Газпромбанка в Петербурге. Поступление раз в год от Газпрома, главного подрядчика работодателя, могло остаться незамеченным на фоне гораздо более значительных зарплатных поступлений.
На то, чтобы увидеть почти очевидную ошибку банка, заславшего деньги в другой город, у журналиста ушло 15 минут. Банк продолжает настаивать на несуществующем заявлении и своей правоте.
Мечты сбываются
Итого. Меньше 20 тысяч рублей переведены на счет другому человеку в другой город. Банковская карта этого человека (видимо, невиновного) заблокирована. Хорошо, что он сейчас дома в Арзамасе, а не в командировке на Крайнем Севере. Персональные данные клиента и фактически вся история доходов и расходов за три года переданы постороннему человеку. Поиски денег клиента, списанных со счета без его поручения или разрешения, объявлены проблемой клиента.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»
PS
Вот что сообщили "Фонтанке" в Газпромбанке 23 апреля::
"По факту публикации было проведено внутреннее расследование, в ходе которого установлены виновные и причины произошедшего. Основная причина – ошибка сотрудника, на которую наложились технические особенности, не позволившие выявить ее раньше. Все средства, ошибочно переведенные в пользу другого лица, клиенту возвращены. Банк примет все необходимые меры, чтобы не допустить повторения аналогичной ситуации в будущем".