Громов Лев Александрович в годы ВОВ служил старшим лейтенантом в 192 зенитном артиллерийском Краснознамённом полке. С начала и до конца боевых действий полк входил в состав 2-го корпуса ПВО. В ходе Красносельско-Ропшинской операции во взаимодействии с войсками Волховского фронта, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады. Награжден Орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны I степени.
Мой родной дядя – Громов Лев Александрович родился в Костроме 17 декабря 1921 года. Закончил школу с золотой медалью и приехал поступать в Ленинградский военно-механический институт.
26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий была полностью возложена на Финляндию. Началась война. И моего дядю призвали на фронт. Место призыва: Ленинский РВК.
С началом Великой Отечественной войны Лев Громов служил старшим лейтенантом в 192 зенитном артиллерийском Краснознамённом полке. С начала и до конца боевых действий полк входил в состав 2-го корпуса ПВО (с апреля 1942 года Ленинградская армия ПВО). Полк состоял из пяти зенитных дивизионов орудий среднего калибра (85-мм или 76-мм орудий), каждый состоял из пяти зенитных батарей, трёхбатарейного дивизиона малого калибра (37-мм пушки) и прожекторного батальона из пяти рот. Каждая батарея состояла из взвода управления и огневого взвода, имела на вооружении четыре орудия и счетверённую зенитную пулемётная установку на автомобиле. В августе 1941 года за счёт своего личного состава и орудий полк сформировал противотанковый дивизион, который прикрывал юго-восточные подступы к Ленинграду.
В ходе Красносельско-Ропшинской операции (14 — 30 января 1944 года, наступление советских войск Ленинградского фронта против 18-й немецкой армии, осаждавшей Ленинград) полк не только обеспечивал прикрытие с воздуха наступление 42-й армии, но и участвовал в артиллерийской подготовке, разрушал наземные укрепления, артиллерийские батареи противника.
В результате операции, войска Ленинградского фронта уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку противника, отбросили врага на расстояние 60 — 100 км от города, освободили Красное Село, Ропшу, Красногвардейск, Пушкин, Слуцк и, во взаимодействии с войсками Волховского фронта, полностью освободили Ленинград от вражеской блокады.
Лев Громов награжден:
Орденом Красной Звезды – 02.05.44;
медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» – 28.08.1945;
медалью «За оборону Ленинграда»;
орденом Отечественной войны I степени – 06.04.1985.
После окончания войны Громов Лев Александрович остался служить Отечеству в рядах Вооруженных сил СССР. Вышел в отствку в звании генерал-лейтенант. Местами службы был не только Ленинград и Ленинградская область, но и Египет, Архангельск, Чехословакия, Харьков.
С 1975 года служил заместителем начальника Военно-инженерной радиотехнической академии им. Л. А. Говорова, где качество подготовки соответствовало уровню лучших инженерных зарубежных школ мира, в городе Харькове.
Из воспоминаний Александра Иванова, генерал-майора «О СЕБЕ, ТОВАРИЩАХ И ПОЛИТРАБОТЕ»:
"Архангельск. Вспоминаю еще одного руководителя, первого заместителя командующего генерал-майора Льва Александровича Громова.
Это был высокообразованный, в совершенстве разбирающийся в стратегии и тактике применения войск ПВО и, в частности, зенитных ракетных войск. Его личный опыт, как участника войны и боевых действий в Египте, глубокие знания применения ПВО в годы Великой Отечественной войны создавали ему абсолютный авторитет. Он постоянно находился в войсках и любил повторять слова П.Ф. Батицкого о том, что «командира кормят голова и ноги». Он был непосредственным организатором и участником научно-практических и ракетно-стрелковых конференций. Высокая культура речи, умение просто объяснить сложные проблемы, корректное поведение, за что его очень уважали в войсках и особенно молодые офицеры. Наше поколение ПВО страны знает, что 3 августа 1970 года два дивизиона Н.М. Кутынцева и К.И. Попова уничтожили пять израильских самолетов, это записано в учебниках и историю, но не все помнят и знают, что одним из главных разработчиков и непосредственным участником этого победного боя, приведшего к прекращению боевых действий, был Лев Александрович Громов..."
На фронте Лев Александрович встретил свою единственную любовь – жену Полину Дмитриевну Аристархову (фамилия до замужества), родилась 21 октября 1921 года в селе Ромашково Кунцевского района Московской области. Их первенец Сергей Громов родился 20 мая 1945 года в Ленинграде.
В 1942 году по личному желанию и комсомольскому призыву в зенитные части и другие подразделения Красной Армии было призвано 350 тысяч девушек. Это позволило высвободить для передовой более 10 тысяч мужчин. Полину тоже призвали в армию и в декабре 1942 года и отправили на Ленинградский фронт – в 4-й дивизион 192-го зенитного артиллерийского полка 48-й дивизии.
Буквально с азов она начала учиться военному искусству в составе боевого расчета ПУ-АЗО-2 – прибора управления артиллерийским зенитным огнем. В задачу расчета входило визуальное обнаружение летящего самолета противника, своевременный доклад на орудийные расчеты, затем – определение высоты и скорости самолета, дальности до цели. И уже после проведения всех вычислений командир батареи (Лев Громов) давал команду: «Огонь!».
Льва Александровича Громова не стало в 1991 году, а Полина Дмитриевна активно занимается общественной работой в районном Совете ветеранов. Громова Полина Дмитриевна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», другими наградами.
Громова Мария