Один из крупнейших китайских онлайн-ретейлеров JD.com заявил о выходе на рынок России. Трансграничная торговля станет лишь началом экспансии. Через 5 лет компания планирует построить собственную логистику и иметь оборот в $10 млрд — это в 7,7 раз больше, чем в прошлом году имел самый большой российский интернет-магазин «Юлмарт». Отечественных игроков ожидает ожесточенная борьба - ведь цены на гаджеты у конкурентов из Поднебесной в 1,5 раза ниже.
Сегодня один из крупнейших китайских онлайн-ретейлеров JD.com заявил о выходе на Россию через посредничество с логистической компанией «СПСР-Экспресс». Трансграничная торговля станет лишь началом экспансии. Через пять лет компания планирует построить собственную логистику и иметь оборот в $10 млрд — это в 7,7 раз больше, чем в прошлом году заработал самый большой российский интернет-магазин «Юлмарт». По словам экспертов, отечественных игроков ожидает ожесточенная борьба – ведь цены на гаджеты у конкурентов из Поднебесной в 1,5 раза ниже, чем на российских полках.
Дешевые китайские гаджеты и товары для дома станут доступнее для жителей Северной столицы. Один из крупнейших китайских онлайн-ретейлеров JD.com заявил о намерении выйти на российский рынок. Как рассказал директор по развитию международного бизнеса Виктор Сюй (Victor Xu), с июня компания запустит русскоязычный сайт и начнет доставку посылок с помощью логистической компании «СПСР-Экспресс» (сегодня в Северной столице стороны подписали соглашение о сотрудничестве). Ретейлер заявляет о намерении к концу года доставлять около 100 тысяч посылок в день, а уже к сентябрю определиться с моделью развития на рынке. В зависимости от нее объем инвестиций может варьироваться «от десятков до сотен миллионов долларов».
Говоря о развитии в России, Виктор Сюй рассуждает в военной логике. «Пересылки заказов из Китая — это пока только авиация. Дальше мы будем думать, что использовать – флот или пехоту», – отмечает он. Под этими терминами топ-менеджер имеет в виду, в первую очередь, собственную логистику. «Мы рассматриваем возможности запуска склада в Санкт-Петербурге или Москве площадью 10 тыс. кв. м. На первом этапе, скорее всего, он будет арендованным», – говорит он. Также компания задумывается о создании пунктов выдачи и службы доставки.
JD.com позиционирует себя как "китайский Amazon". По словам Виктора Сюя, 60% оборота компании приходится сейчас на собственный ассортимент и 40% на товары других игроков, которые размещают свои предложения на ее онлайн-витрине.
В пятилетней перспективе JD.com намерена зарабатывать на российском рынке $10 млрд в год. 10% этой суммы будет приходиться на трансграничную торговлю, остальные 90% на местные продажи. Для сравнения, выручка крупнейшего российского интернет-магазина «Юлмарт» в прошлом году достигла $1,3 млрд. Весь рынок онлайн-торговли в 2014 году, по оценкам компании J’son & Partners Consulting, составил 683 млрд рублей ($17,7 млрд при среднем курсе 38,6 рублей за доллар).
По оценке агентства East West Digital News, в прошлом году в китайских интернет-магазинах россияне потратили $3,5 млрд, или 70% всей суммы трансграничных онлайн-покупок. Крупнейшим продавцом является площадка AliExpress (входит в Alibaba Group). Свой российский оборот компания не раскрывает, однако, по данным СПСР, только через нее проходит 1000 посылок в день. Однако большая часть клиентов пользуются обычной почтовой доставкой, которая, в отличие от услуг СПСР, как правило, бывает бесплатной.
Выход JD.com – серьезный повод для беспокойства для отечественных ретейлеров, уверен Александр Иванов, президент Национальной ассоциации компаний дистанционной торговли. По его словам, на первом этапе основным конкурентным преимуществом будет цена. «При трансграничной торговле компания не платит 18% НДС. Кроме того, ей не нужно нести в России расходов на аренду помещений и персонал», – отмечает эксперт.
Сейчас ассортимент JD.com на англоязычном сайте насчитывает 1,5 млн позиций (общий ассортимент, по словам Виктора Сюя, достигает 50 млн). Техника и электроника представлена преимущественно китайскими марками, малоизвестными или вовсе не представленными в нашей стране. Однако по популярным брендам ценовое преимущество китайского игрока очевидно. К примеру, смартфон Samsung Galaxy Note 3 стоит $257 (по текущему курсу 12 800 рублей), тогда как в сетях и интернет-магазинах, представленных на «Яндекс.Маркете» от 18 480 до 25 890 рублей. Модель Samsung Galaxy Grand 2 – $200 (9 900 тысяч рублей) против 15 990 рублей у российских ретейлеров.
Впрочем, и гаджеты пока мало известных россиянам китайских производителей будут пользоваться спросом, уверен Иванов. «Они дешевле, и людям нравится пробовать новое», – говорит он. По данным компании J’son&Partners Consulting, за последние два года продажи китайских и тайваньских брендов второго эшелона выросли в пять раз. Сейчас на них приходится 63% продаж в денежном выражении.
Слабыми местами трансграничной торговли будут сроки доставки и проблемы с возвратом. Впрочем, в «СПСР-Экспресс» утверждают, что «доставка на второй день после получения товара на китайском складе абсолютно реальна». «Точные сроки будут зависеть от конкретной модели — через какой аэропорт будем везти и так далее», – говорит генеральный директор компании Владимир Солодник. Ранее «СПСР-Экспресс» обещала доставлять товары AliExpress не позднее, чем в шестидневный срок.
Впрочем, сами российские ретейлеры не склонны бить тревогу из-за прихода китайского конкурента. «Пока JD.com не выстроили свою логистику, они для нас не опасны», – говорит генеральный директор сети «Юлмарт» Сергей Федоринов. По словам топ-менеджера, без этого компания не сможет соперничать с российскими ретейлерами по уровню сервиса, к примеру, осуществлять быстрый возврат и обмен в случае неисправности товара. Собственная же логистика, по словам топ-менеджера, будет означать операционные затраты, а значит приведет к росту цен и потере конкурентного преимущества. «Впрочем, и тут одного желания мало. Пока ни один из зарубежных игроков, заявлявших о выходе на российский рынок, включая eBay и Amazon, не начал строить тут склады», – подчеркивает он.
Виктор Луканин, исполнительный вице-президент компании «Евросеть», ставит под сомнение качество дешевых гаджетов. «Цены на оригинальные модели в китайских магазинах не сильно отличаются от российских, миф о разнице в цене и мнение об этом формируется за счет копий моделей известных производителей. Покупателей, желающих приобретать такие товары хватало всегда, просто сейчас они из подземного перехода перемещаются на сайты китайских магазинов», – отмечает топ-менеджер.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»