Все инциденты последних лет, связанные с разгонным блоком "Бриз-М", с "Протоном" и с московским предприятием "Центр Хруничева", могли стать последствием диверсий. Об этом в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Михаил Дегтярёв. По его словам, имеется системная проблема.
"В Москве большая текучка кадров. Плюс, я не могу утверждать, но могу предположить, Москва – это всё-таки центр страны, и здесь легче устроить разные провокации, чем на предприятии в глубинке. Я думаю, что если органы госбезопасности здесь поработают, то, думаю, найдут здесь следы каких-нибудь технических диверсий. Это вполне возможно, потому что слишком всё серьёзно складывается", – сказал Дегтярёв.
По его словам, такие провокации могут быть связаны с предстоящей реформой в Роскосмосе. Она заключается в объединении в рамках госкорпорации профильного федерального агентства и производителя ракетной техники. Многие эксперты отнеслись к предстоящим изменениям скептически.
Напомним, утром 16 мая в ходе запуска ракеты-носителя «Протон-М» третья ступень вместе с мексиканским спутником упала ориентировочно в Читинской области. Нештатная ситуация возникла через несколько минут после старта — у аппарата не включились рулевые двигатели.
Пуск «Протона» с мексиканским спутником был намечен на 29 апреля, но его перенесли. С апреля на август был перенесён ещё один старт «Протона-М». При подготовке ракеты, которая должна была вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ8», в трубопроводах одной из ступеней была обнаружена металлическая пыль. Для устранения технической проблемы ракету пришлось вернуть на завод-изготовитель в Москву, отмечает «Интерфакс».
Последняя до сегодняшнего дня авария при запуске ракеты-носителя «Протон-М» произошла в мае 2014 года. «Протон» должен был вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ4R». Тогда на этапе работы третьей ступени ракеты произошла авария двигательной установки. Основной версией аварии было нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени из-за разрушения подшипника турбонасосного агрегата.